Психология — статьи и консультации
no no no
 

Диагностика психологических предпосылок готовности к обучению. Часть 7
07.06.2012

  • Литература для самостоятельного чтения


  • Показатели развития наглядно образного мышления (по Москве) позволили объединить в одну группу детей 4 лет, которые собрали одну картинку из четырех или не собрали ни одной (таких оказалось 49 %). В 5 летнем возрасте эту группу уже составляет 2 % детей. Во вторую группу вошли дети, которые собрали две картинки. В 4 летнем возрасте таких детей 29 %, а в 5 летнем – 35 %. В третью группу вошли дети, которые собрали три и более картинки. Эту группу составляет 22 % детей 4 лет и соответственно 62 % – 5 лет. Полученные результаты говорят о том, что методика показывает динамику формирования наглядно образного мышления.

    Уровень развития речевой сферы у детей 4 летнего возраста позволил объединить в одну группу детей, у которых развит один из показателей и у которых ни один не развит. Таких детей оказалось 55 %. К пяти годам их процент уменьшается более чем в 2 раза (24 %). Вторую группу (42 %) составили дети, обнаружившие развитие двух показателей; к пяти годам их было 58 %. Представители третьей группы обнаружили развитие трех показателей, в 5 летнем возрасте таких детей 18 %. Таким образом диагностика выявляет, что с возрастом процент детей, составляющих первую, самую слабую группу, уменьшается примерно в 2 раза, а в последней, самой сильной группе – увеличивается.

    По развитию наглядно образного мышления (по Туркменистану) первую группу составили дети 4 лет, которые собрали одну картинку из четырех или не собрали ни одной (39 %). В 5 летнем возрасте таких детей было 19 %. Вторую группу составили дети, собравшие две картинки: 39 % – в 4 года, 14 % – в 5 лет. В третью группу вошли дети, которые собрали три картинки и более. Таких детей в 4 летнем возрасте 22 %, а в 5 летнем – 67 %. Полученные результаты говорят о том, что с возрастом отчетливо прослеживается развитие данного компонента интеллектуальной сферы.

    Для изучения развития вербального мышления мы разбили выборку 4 летних детей на три группы в соответствии с выполненными детьми заданиями. Первая группа, где дети справлялись с 1–2 заданиями, получилась самая большая: 41 %. Вторая группа – самая малочисленная – 27 %, третья группа – 32 %. <>

    Анализ развития речевой сферы также позволил разделить детей на три группы. Среди 4 летних детей в первую группу вошли те, у которых развит один из показателей или не развит ни один. Их оказалось 47 %. В 5 летнем возрасте таких детей было 30 %. Во вторую группу были включены дети с двумя показателями (39 % в 4 летнем возрасте). В 5 летнем возрасте такую группу составляли также 39 % детей. Три показателя – 14 % – это третья группа. У 5 летних детей в эту группу вошло 30 % детей, т. е. результаты говорят о том, что с возрастом наблюдается развитие данной сферы, и наша методика это показывает. <>

    Обобщая результаты проведенного исследования, можно заключить, что разработанная нами нормативная диагностика предпосылок психологической готовности к школе показывает, что уже в 4 летнем возрасте обнаруживается наличие этих предпосылок и прослеживается дальнейшее формирование и развитие их к 5 летнему возрасту.

    Чтобы добиться необходимого уровня надежности методики, были соблюдены единообразие процедуры обследования и его строгая регламентация: одинаковая для всех испытуемых обстановка, в которой проводилось исследование, одни и те же инструкции, одинаковые время и порядок предъявления заданий, способы контакта с испытуемыми.

    Надежность методики проверялась путем повторного (через 2–3 мес.) обследования той же выборки детей. Для обработки результатов использовался ранговый критерий Спирмена. Ранги для всех показателей определялись от наилучших (ранг 1) к наихудшим. Анализ корреляций обнаруживает значимые связи между показателями субтеста уровня понимания и ориентировки в окружающей жизни (р = 0,69) и произвольности (р = 0,68). Достаточно высокий уровень у субтестов диагностики наглядно образного (р = 0,88), невербального (р = 0,83) и вербального мышления (р = 0,87). Проявилась отчетливая тенденция к совпадению ранговых мест по показателям всех заданий методики. Это позволяет говорить о надежности предлагаемой методики.

    Вас заинтересует

  • Литература для самостоятельного чтения



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no