Психология — статьи и консультации
no no no
 

генетика
07.05.2012


1.

В понятие биология
человека некоторые учёные включают почти всё содержание антропологии,
обогащённое методами и фактами смежных биологических дисциплин.

Генетика
человека — раздел генетики, изучающий закономерности наследования и
изменчивости признаков у человека.

 

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ
БИОЛОГИИ

Роль биологии в формировании
современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических
объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к
биологическим объектам, их охраны.

Место генетики среди других наук и ее значение как

теоретической базы селекции.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости, ее

место среди биологических
наук. Основные вопросы, изучаемые современной генетикой.

методы исследований
генетики. История развития генетики. Генетика – составная часть

эволюционного учения.
Генетика как теоретическая основа селекции и семеноводства.

Достижения и задачи генетики
в решении практических вопросов. Значение генетики в

предотвращении мутагенного
загрязнения окружающей среды.

2

Одна из основных функций нуклеиновых кислот состоит в
детерминации синтеза белков. Информация о структуре белков, закодированная в
нуклеотидной последовательности ДНК, должна передаваться от одного поколения к
другому, и поэтому необходимо ее безошибочное копирование, т.е. синтез точно
такой же же молекулы ДНК (репликация).

 

Цепи молекулы ДНК расходятся и каждая из них становится
матрицей, на которой синтезируется новая комплементарная цепь. В результате
образуются новые двуспиральные молекулы ДНК, идентичные родительской молекуле.

 

3

 

4

Репарация — особая функция клеток, заключающаяся в
способности исправлять химические повреждения и разрывы в молекулах ДНК,
повреждённой при нормальном биосинтезе ДНК в клетке или в результате
воздействия физическими или химическими агентами. Осуществляется специальными
ферментными системами клетки. Ряд наследственных болезней (напр., пигментная
ксеродерма) связан с нарушениями систем репарации.

Прямая репарация

 

Прямая репарация наиболее простой путь устранения
повреждений в ДНК, в котором обычно задействованы специфические ферменты,
способные быстро (как правило, в одну стадию) устранять соответствующее
повреждение, восстанавливая исходную структуру нуклеотидов. Так действует,
например, O6-метилгуанин-ДНК-метилтрансфераза, которая снимает метильную группу
с азотистого основания на один из собственных остатков цистеина.

[править]

Эксцизионная репарация

 

Эксцизионная репарация (англ. excision — вырезание) включает
удаление повреждённых азотистых оснований из ДНК и последующее восстановление
нормальной структуры молекулы.

.

 

5

Впервые мысль о роли ядра как носителя Наследственность
(биол.) была сформулирована О. Гертвигом (1884) и Э. Страсбургером (1884) на
основании изучения процесса оплодотворения. Т. Бовери (1887) установил
индивидуальность хромосом и развил гипотезу о их качественном различии. Он же,
а также Э. ван Бенеден (1883) установили уменьшение количества хромосом вдвое
при образовании половых клеток в мейозе. Американский учёный У. Сеттон (1902)
дал цитологическое объяснение закону Менделя о независимом наследовании
признаков. Однако подлинное обоснование хромосомной теории Наследственность
(биол.) было дано в работах Т. Моргана и его школы (начиная с 1911), в которых
было показано точное соответствие между генетическими и цитологическими
данными.

 

Хромосомы в интерфазе. Хромосомы выполняет свои основные
функции — репродукцию и транскрипцию — в интерфазе, поэтому строение Хромосомы
на этой стадии клеточного цикла представляет особый интерес. В интерфазе
Хромосомы плохо различимы потому, что в связи с активным синтезом РНК многие
участки Хромосомы (т. н. эухроматин) сильно раскручены; другие же
(гетерохроматин) не участвуют в синтезе РНК и продолжают сохранять плотную
упаковку (см. также Хромоцентр). В эухроматиновых участках, помимо элементарных
дезоксирибонуклеопротеидных нитей (ДНП), имеются рибонуклеопротеидные частицы
диаметром 200—500 , называемые РНП-гранулами, интергранулами и
перихроматиновыми гранулами. Эти частицы представляют собой форму упаковки РНК,
синтезированной на Хромосомы и соединённой с белком, и служат для завершения
образования информационной РНК и переноса её в цитоплазму.

6

Химический состав хромосом - ДНК- 40%, Гистоновых белков -
40%. Негистоновых - 20% немного РНК. Липиды,полисахариды,ионы металлов.

 

 

 

 

 

7

Митоз (реже: кариокинез или непрямое деление) — деление ядра
эукариотической клетки с сохранением числа хромосом. В отличие от мейоза,
митотическое деление протекает без осложнений в клетках любой плоидности,
поскольку не включает как необходимый этап конъюгацию гомологичных хромосом в
профазе.

 

В профазе происходит конденсация гомологичных (парных)
хромосом и начинается формирование веретена деления. В клетках животных
начинается расхождение пары центриолей (полюсов веретена).

Прометафаза начинается с разрушения ядерной оболочки.
Хромосомы начинают двигаться и их центромеры вступают в контакт с
микротрубочками веретена деления, а полюса продолжают расхождение друг от
друга. К концу прометафазы формируется веретено деления.

В метафазе движения хромосом почти полностью замирают, и
кинетохоры хромосом располагаются на «экваторе» (на равном расстоянии от
«полюсов» ядра) в одной плоскости, образуя так называемую метафазную пластинку.
Важно отметить, что они остаются в таком положении в течение довольно
длительного времени. В это время в клетке происходят существенные перестройки,
которые «разрешают» последующее расхождение хромосом. Обычно в связи с этим
метафаза — наиболее удобное время для подсчёта хромосомных чисел.

В анафазе хромосомы делятся (соединение в районе центромеры
разрушается) и расходятся к полюсам деления. Параллельно полюса веретена также
расходятся друг от друга.

В телофазе происходит разрушение веретена деления и
образование ядерных оболочек вокруг двух групп хромосом, которые
деконденсируются и образуют дочерние ядра.

 

 

 

8

Половое размножение — процесс у большинства эукариот,
связанный с развитием новых организмов из половых клеток (у одноклеточных
эукариот при коньюгации функции половых клеток выполняют половые ядра).

 

Мейоз (или редукционное деление клетки) — деление ядра
эукариотической клетки с уменьшением числа хромосом в два раза. Происходит в
два этапа (редукционный и эквационный этапы мейоза). Мейоз не следует смешивать
с гаметогенезом — образованием специализированных половых клеток, или гамет, из
недифференцированных стволовых.

 

Профаза I — профаза первого деления очень сложная и состоит
из 5 стадий:

Фаза лептотены или лептонемы — конденсация ДНК с
образованием хромосом в виде тонких нитей.

Зиготена или зигонема — конъюгация (соединение) гомологичных
хромосом с образованием структур, состоящих из двух соединённых хромосом,
называемых тетрадами или бивалентами.

Пахитена или пахинема — кроссинговер (перекрест), обмен
участками между гомологичными хромосомами; гомологичные хромосомы остаются соединенными
между собой.

Диплотена или диплонема — происходит частичная деконденсация
хромосом, при этом часть генома может работать, происходят процессы
транскрипции (образование РНК), трансляции (синтез белка); гомологичные
хромосомы остаются соединёнными между собой.

Диакинез — ДНК снова максимально конденсируется,
синтетические процессы прекращаются, растворяется ядерная оболочка;
гомологичные хромосомы остаются соединёнными между собой.

Метафаза I — бивалентные хромосомы выстраиваются вдоль
экватора клетки.

Анафаза I — микротрубочки сокращаются, биваленты делятся и
хромосомы расходятся к полюсам. Важно отметить, что, из-за конъюгации хромосом
в зиготене, к полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух хроматид
каждая, а не отдельные хроматиды, как в митозе.

Телофаза I — хромосомы деспирализуются и появляется ядерная
оболочка.

 

Второе деление мейоза следует непосредственно за первым, без
выраженной интерфазы: S-период отсутствует, поскольку перед вторым делением не
происходит репликации ДНК.

Профаза II — происходит конденсация хромосом, клеточный
центр делится и продукты его деления расходятся к полюсам ядра, разрушается
ядерная оболочка, образуется веретено деления.

Метафаза II — унивалентные хромосомы (состоящие из двух
хроматид каждая) располагаются на «экваторе» (на равном расстоянии от «полюсов»
ядра) в одной плоскости, образуя так называемую метафазную пластинку.

Анафаза II — униваленты делятся и хроматиды расходятся к
полюсам.

Телофаза II — хромосомы деспирализуются и появляется ядерная
оболочка.

 

9

Гаметогенез или предзародышевое развитие — процесс
созревания половых клеток, или гамет. Поскольку в ходе гаметогенеза
специализация яйцеклеток и спермиев происходит в разных направлениях, обычно
выделяют овогенез и сперматогенез соответственно. Гаметогенез закономерно
присутствует в жизненном цикле ряда простейших, водорослей, грибов, споровых и
голосемянных растений, а также многоклеточных животных. В некоторых группах
гаметы вторично редуцированы (сумчатые и базидиевые грибы, цветковые растения).
Наиболее подробно процессы гаметогенеза изучены у многоклеточных животных.

 

10

1. При 
моногибридном  скрещивании  наблюдается 
явление

доминирования.   2.
В  результате  последующих 
скрещиваний  гибридов

происходит 
расщепление  признаков  в 
соотношении   3:1.  3. 
Особи

содержат  либо  только 
доминантные,  либо только  рецессивные, 
либо

смешанные  задатки

 

11

Моногибридное скрещивание — скрещивание форм, отличающихся
друг от друга по одной паре альтернативных признаков. При этом скрещиваемые
предки являются гетерозиготными по положению хромосомы в аллели.

 

1. При 
моногибридном  скрещивании  наблюдается 
явление

доминирования.   2.
В  результате  последующих 
скрещиваний  гибридов

происходит 
расщепление  признаков  в 
соотношении   3:1.  3. 
Особи

содержат  либо  только 
доминантные,  либо только  рецессивные, 
либо

смешанные  задатки

 

Геноти́п — совокупность генов данного организма, который, в
отличие от понятий генома и генофонда, характеризует особь, а не вид (ещё
отличием генотипа от генома является включение в понятие "геном"
некодирующих последовательностей, не входящих в понятие "генотип").
Вместе с факторами внешней среды определяет фенотип организма.

 

Феноти́п — (от греческого слова phaino — являю, обнаруживаю)
совокупность характеристик, присущих индивиду на определённой стадии развития.
Фенотип формируется на основе генотипа, опосредованного рядом внешнесредовых
факторов. У диплоидных организмов в фенотипе проявляются доминантные гены.

 

16

Множественный аллелизм — это существование в популяции более
двух аллелей данного гена. В популяции оказываются не два аллельных гена, а
несколько. Возникают в результате разных мутаций одного локуса. Гены
множественных аллелей взаимодействуют между собой различным образом.



Последние новости


Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
Читать далее »

Психодиагностика умственного развития. Часть 5

В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
Читать далее »

Выводы

1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
Читать далее »

Литература для самостоятельного чтения

1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
Читать далее »

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
Читать далее »

Результаты и их обсуждение. Часть 6

Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
Читать далее »

Психодиагностика умственного развития. Часть 4

Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
Читать далее »
 
no no no