Психология — статьи и консультации
no no no
 

ГЛОССАРИЙ. Г, Д
05.06.2012

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2

  • Вопросы и задания для самоконтроля


  • ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ФАКТОР «G» – фактор, дающий вклад в результаты всех интеллектуальных субтестов, т. е. присутствующий во всех частных и относительно общих способностях. Согласно различным концепциям фактор «G» трактуется как уровень «обучаемости», «умственный темп» и т. п.

    ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ – методики, направленные на диагностику психических свойств индивидов на основе их рисунков, созданных на основании образов памяти и воображения.

    ГРАФИЧЕСКОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ – процедура субъективного оценивания (шкалирования), согласно которой индивид выносит свои суждения, делая отметки на сплошной графической (вертикальной или горизонтальной) шкале.

    ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ – методика диагностики уровня развития психомоторной координации. От испытуемого требуется производить различные физические движения и манипулировать объектами.

    ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – результат диагностического обследования, психологическое заключение, направленное на описание и интерпретацию выявленных индивидуально психологических особенностей человека и предназначенное для практического применения в целях консультирования, прогноза определенных достижений или поведения, организации коррекционной или развивающей работы, разработки рекомендаций и других видов использования, определяемых задачей психодиагностического обследования.

    ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ – диагностика, направленная на выявление стихийно складывающихся неформальных отношений в группе постоянно общающихся друг с другом людей.

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ – это широкий класс объектов диагностики (в психодиагностике – класс людей), которым выносится единый диагноз – диагностическое заключение. В медицине – это заключение о наличии определенного заболевания. В психодиагностике – это заключение об уровне умственного развития, личностной зрелости, психологической адаптированности и т. п.

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ – это определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории.

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – это не наблюдаемые непосредственно, глубинные обобщенные признаки, по которым различаются между собой диагностические категории.

    ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ – конкретная программа действий с определенным объектом, направленная на регистрацию или оценку диагностических признаков и постановку диагноза данному объекту. «Обследование» необходимо отличать от «исследования»: последнее направлено на получение обобщенного знания (проверку теоретических гипотез), тогда как обследование – на получение конкретных знаний о конкретном объекте.

    ДИАГНОСТОГРАММА – схема соответствия диагностических факторов и диагностических категорий, включающая в ряде случаев ссылку на методические приемы получения информации о факторах, а в наиболее формализованных случаях – развернутый алгоритм диагностического поиска, совмещенный с моделью принятия решения о методах психологического и непсихологического (административного, педагогического) вмешательства. В одном из простейших случаев функцию диагностограммы выполняет в психологии психодиагностический профиль (см. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ).

    ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ – дифференцирующая, различающая способность теста в целом или отдельного тестового задания. Если все испытуемые дают на тестовое задание один и тот же ответ, то это означает, что данное задание не обладает дискриминативностью.

    ДИСТРАКТОР – это ложная, отвлекающая альтернатива среди перечня возможных ответов на вопрос тестового задания.

    ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – наука об индивидуальных психологических различиях.

    ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИЯ – технолого методическая дисциплина, касающаяся измерений индивидуальных различий между людьми по способностям, когнитивным функциям, мотивам, эмоциональным особенностям и пр. Обосновывает требования, которым должны удовлетворять психодиагностические методики, процедуру их разработки и применения.

    ДОСТОВЕРНОСТЬ ТЕСТА – психометрическое свойство теста, обеспечивающее защиту его результатов от сознательных фальсификаций (лжи, неискренности испытуемого) или непреднамеренных мотивационных искажений.

    Вас заинтересует

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2

  • Вопросы и задания для самоконтроля



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no