Психология — статьи и консультации
no no no
 

ГЛОССАРИЙ. С, часть 2
06.06.2012

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2

  • Психодиагностика в работе практического психолога с проблемами личности и ее развития. Часть 2


  • СКЛОННОСТЬ – устойчивый интерес к процессу осуществления деятельности (процессуальная мотивация), в которой индивид обнаруживает у себя наличие специальных способностей и относительно высоких достижений и успехов.

    СЛОВА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – выраженные в форме кратких словесных обозначений обобщенные представления индивида о вещах, людях или событиях, которые внутренне обосновывают для него определенную собственную линию поведения. См. также ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ.

    СОГЛАСОВАННОСТЬ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК – определенное совпадение оценок, которые дают независимые эксперты одним и тем же объектам по определенным критериям. СЭО – важный признак наличия у экспертной процедуры определенного уровня надежности валидности.

    СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – важнейший источник снижения достоверности психодиагностических методик. СЖ заключается в стремлении испытуемых давать о себе социально одобряемую, желательную информацию. СЖ проявляется в особо выраженной форме в случае тест опросников. СЖ в ситуации экспертизы гораздо сильнее, чем в ситуации клиента.

    СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НОРМАТИВ – система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Понятие введено К. М. Гуревичем. Эквивалент – «социокультурный норматив».

    СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ НОРМАТИВ – это уровень и способ выполнения определенной деятельности, который считается в данном обществе приемлемым. На основе СН формулируются ключи к тестам способностей и достижений. В частном случае СН задает требования к минимально допустимой величине тестового балла. СН является базой для принятия т. н. «нормативных решений» (см. НОРМАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ).

    СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ – это критерии, по которым оценивают друг друга члены группы при проведении социометрической диагностики.

    СОЦИОМЕТРИЯ – в общем случае это методика изучения структуры группы путем сбора перекрестных взаимных оценок, которые дают члены группы друг другу по разнообразным критериям (признакам, параметрам). В частном случае эти оценки предъявлены в виде «выборов» – положительных решений о включении каких то членов в новую группу (или ситуацию), которые выносятся друг о друге участниками группы. Для получения информации о личностных качествах членов группы С. часто оказывается неприемлемой – из за высокого риска ошибки включенных наблюдателей.

    СПЕЦИАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ – способность, которая проявляется в определенном специфичном виде деятельности и требует для своего развития либо особых «парциальных способностей», либо специального опыта обучения и закрепления навыков.

    СПОСОБНОСТЬ – психическое свойство индивида, обеспечивающее успешное решение определенного класса задач или соответствие требованиям определенного социокультурного норматива. Различаются потенциальные и актуальные способности. Первые образуют предпосылку для успешного обучения и становления вторых и называются одаренностью, так как под этим подразумевается наделенность индивида благоприятной комбинацией наследственных факторов. Следует подчеркнуть, что различие между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями (см. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ) следует считать относительным. Так, например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением.

    СПОСОБНОСТИ ОБЩИЕ – способности, обеспечивающие успешность ряда основных, ведущих форм человеческой деятельности.

    СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ – индивидуально психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения отдельных конкретных видов деятельности (музыкальной, математической, организаторской и т. д.).

    СРАВНИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ – решение, которое принимается по результатам психодиагностики и касается предпочтения индивидов с относительно более высокими показателями, в частности, относительно лучших кандидатов на какую то профессиональную роль или место в группе учащихся и т. п. В отличие от «нормативного решения» в случае сравнительного решения степень соответствия тестовых баллов социокультурным или профессиональным нормативам не учитывается.

    СРЕДНЕЕ+СИГМА – превышение индивидуального тестового балла над средним на одну единицу стандартного (средне квадратического) отклонения (см. СИГМА).

    СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА – совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации). В частном случае под стандартизацией понимается сбор репрезентативных тестовых норм и построение стандартной шкалы тестовых баллов.

    Вас заинтересует

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2

  • Психодиагностика в работе практического психолога с проблемами личности и ее развития. Часть 2



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 1984). К недостаткам этой группы методик относится прежде всего то, что сознательная оценка под воздействием социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты (главным образом рацио...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматива в диагностику заставило пересмотреть как цели тестирования, так и способы конструирования, обработки и интерпретации методик. Вкратце выделим то, что принципиально отличает тесты умственного развития, ориентированные на норматив, от традиционных тест...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возможны три варианта стратегий диагностического поиска: полная схема (с использованием всех этапов диагностического процесса), с пропуском одного из этапов и свернутая схема. 3. В качестве начального этапа процесса постановки диагноза может выступат...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М., 1991. 3. Александровская Э. М., Тильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. – М., 1995. 4. Анастази А. Психологическое...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагностики младенцев и детей раннего возраста. 4. Охарактеризуйте отличительные особенности отечественных методик, применяемых при обследовании детей младенческого возраста. 5. В чем состоят основные отличия подходов и методик, пр...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на основе которой рекомендуется проводить тренировку логики диагностического исследования. Исследование влияния возраста испытуемых на качество решения психодиагностических задач не выявило сколько нибудь значимых связей между этим фактором и другими па...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венгером. Результатом ее работы стали комплексы методик,1 направленных на оценку уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет и подготовленности дошкольников к школьному обучению. Эти методики были теоретически обоснованы. Л. А. Венгер и его со...
    Читать далее »
     
    no no no