Психология — статьи и консультации
no no no
 

Использование возможностей компьютерной техники в современной психодиагностике. Часть 2
05.06.2012

  • Этические аспекты психодиагностической практики

  • Опросники личностных ценностей


  • Опыт традиционной психодиагностики показал, что одним из основных препятствий организации обследований является неконструктивное, а иногда и негативное отношение испытуемых к самому процессу тестирования. Иногда это проявляется в прямом уклонении клиента от обследования или в активных, сознательных попытках фальсификации результатов. Поэтому актуальной является задача создания позитивной мотивации людей, с которыми проводится психодиагностическая работа. В частности, ряд специалистов идет по пути создания психодиагностического инструментария в виде компьютерных игр, чтобы сформировать у клиентов игровую мотивацию. В данном случае предполагается, что «включение» игровой мотивации повышает привлекательность процесса тестирования и повышает достоверность результатов.

    Современные возможности компьютерных игр позволяют моделировать те или иные виды человеческой деятельности.

    Важно и то, что в компьютерной психодиагностической игре существует возможность сочетания вербальных и невербальных стимулов. К тому же компьютерная игра способна совмещать функции и тестов опросников, и критериально ориентированных тестов деятельности. В конечном итоге игровая компонента может служить отвлекающим, разнообразящим или поощряющим фактором для тестируемого.

    Не секрет, что известные коммерческие компьютерные игры затрагивают сразу много психических качеств и умений человека. Этим и достигается их привлекательность. Главное отличие компьютерных игровых методик от коммерческих игр заключается в том, что они концентрируются на том аспекте внутреннего мира обследуемого, который отражает определенное психическое свойство. Именно поэтому игровые методики менее привлекательны, чем развлекательные компьютерные игры.

    Специалисты отмечают, что качественный скачок в области психодиагностики, связанный с использованием информационных технологий, приводит к следующим результатам:

    • к постепенному сближению клинического и статистического подходов, долгое время рассматривающихся как антагонисты;

    • к интеграции помогающих и организационных функций психолога практика.

    Важно заметить, что многие аспекты деятельности практического психолога, связанные с разработкой и использованием групповых данных, все более остро нуждаются в информационных технологиях. Это на практике ярко показывает организация и проведение мониторинга состояния психологического здоровья субъектов различных сфер деятельности. Особенно серьезно проработан этот вопрос в практической психологии образования.1

    Вас заинтересует

  • Этические аспекты психодиагностической практики

  • Опросники личностных ценностей



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no