Психология — статьи и консультации
no no no
 

Итоги обследования и интерпретация результатов
05.06.2012

  • Итоги обследования и интерпретация результатов. Часть 2

  • Интерпретация результатов



  • Вначале пособия мы уже обсуждали вопрос о том, что этап, на котором практический психолог подводит итоги обследования и приступает к интерпретации результатов, является тем финалом, который «венчает дело». В этом смысле, приступая к этой стадии работы, специалист должен быть готов к тому, что использование диагностического инструмента требует глубокого понимания природы выявляемых характеристик, сути научных споров, как правило, сопровождающих исследование этих характеристик. Профессиональный пользователь не может не учитывать при подведении итогов и интерпретации результатов такие показатели, как надежность инструмента, характер выборки, на которой получены нормативные данные, и возможность сопоставления с ними данных «своего» обследуемого.

    Рассматривая перспективы развития психодиагностики, специалисты отмечают, что основной смысл предстоящего и неизбежного развития психологической диагностики состоит в том, чтобы, с одной стороны, повысить достоверность тех заключений, которые формируются на основании применяемых в психодиагностике методических средств, а с другой стороны – глубже понимать особенности внутреннего мира человека. Это позволит существенно повысить качество психологической помощи людям, в том числе и тем, для которых система испытаний, существующая в современной психодиагностике, воспринимается как чуждая, фактически лишая их возможности проявить присущий им интеллектуальный потенциал.

    В контексте приведенных выше рассуждений возможности экспертной системы «Психология» на этой стадии работы достаточно ограничены, хотя в целом они помогают, особенно начинающему, еще неопытному специалисту, быстро и точно выбирать и ориентироваться в информации, касающейся специфики данного этапа профессиональной деятельности.

    Перейдем к тому, что конкретно помогает сделать экспертная система «Психология» на этой стадии работы.

    Закладка «Интерпретация результатов обследования» помогает проанализировать результаты обследования после его завершения. Работа с этой частью системы начинается с того, что психолог в окне «Использованные методики» (рис. 12) выбирает те методики, которые он применил к клиенту.


    Рис. 12. Проведенная методика


    Затем необходимо перейти на форму «Показатели» (рис. 13). Здесь требуется ввести данные о результате, который был получен при обследовании клиента.

    В поле «Интерпретация показателей» система делает вывод об уровне развития объектов диагностики у данного клиента.

    После окончания работы с программой следует перейти на закладку «Итоги обследования» (рис. 14).


    Рис. 13. Результат обследования клиента


    Рис. 14. Рекомендации по составлению диагноза

    Вас заинтересует

  • Итоги обследования и интерпретация результатов. Часть 2

  • Интерпретация результатов



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 1984). К недостаткам этой группы методик относится прежде всего то, что сознательная оценка под воздействием социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты (главным образом рацио...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматива в диагностику заставило пересмотреть как цели тестирования, так и способы конструирования, обработки и интерпретации методик. Вкратце выделим то, что принципиально отличает тесты умственного развития, ориентированные на норматив, от традиционных тест...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возможны три варианта стратегий диагностического поиска: полная схема (с использованием всех этапов диагностического процесса), с пропуском одного из этапов и свернутая схема. 3. В качестве начального этапа процесса постановки диагноза может выступат...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М., 1991. 3. Александровская Э. М., Тильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. – М., 1995. 4. Анастази А. Психологическое...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагностики младенцев и детей раннего возраста. 4. Охарактеризуйте отличительные особенности отечественных методик, применяемых при обследовании детей младенческого возраста. 5. В чем состоят основные отличия подходов и методик, пр...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на основе которой рекомендуется проводить тренировку логики диагностического исследования. Исследование влияния возраста испытуемых на качество решения психодиагностических задач не выявило сколько нибудь значимых связей между этим фактором и другими па...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венгером. Результатом ее работы стали комплексы методик,1 направленных на оценку уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет и подготовленности дошкольников к школьному обучению. Эти методики были теоретически обоснованы. Л. А. Венгер и его со...
    Читать далее »
     
    no no no