Психология — статьи и консультации
no no no
 

Комплекс аппаратно программных средств экспертной системы Психология и его использование в психодиагностической работе практического психолога1
05.06.2012

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2




  • Общие сведения о комплексе аппаратно программных средств экспертной системы (ЭС) «психология»


    Экспертная система «Психология» была разработана в рамках Инновационного образовательного проекта Московского городского психолого педагогического университета.2 Как уже отмечалось выше, авторы данной системы, используя семиотический подход к формированию базы знаний по практической психологии, добились того, что она отражает логику и семиотику процессов работы практического психолога. В частности, это проявляется в том, что экспертные знания, представленные в данной системе, касаются не содержательной стороны отдельных методик психодиагностики, а тех ключевых моментов самого процесса работы с клиентом, грамотный учет которых и обеспечивает качество диагностической работы. Сама по себе ситуация психодиагностики выступает здесь для квалифицированного психолога как текст, в котором знаками являются такие параметры как сфера психодиагностики, задачи обследования, характеристики заказчика и т. д. Представленный пользователю «текст» создает контекст для собственно психодиагностической работы: выбора инструментария, проведения обследования и составления заключения.

    Своеобразие данной экспертной системы (ЭС) заключается в том, что она дает экспертное заключение не по клиенту, а по процедуре работы с ним. Описания же методик и описания специфических особенностей различных направлений психотерапии представлены в комментариях, что позволяет использовать систему и как справочно библиотечную. Устроенная таким образом база знаний создает систему, не подменяющую специалиста в работе с клиентом, а консультирующую самого психолога. Схема, примененная авторами данной системы, позволяет полностью учесть особенности предметной области и реализовать функции, критически важные для компьютерных систем профессиональной поддержки практического психолога. В частности, она оказывает помощь практическому психологу по следующим направлениям:

    1) в проведении квалифицированного анализа того или иного возможного случая;

    2) в учете всех существенных признаков; формировании исчерпывающего набора рабочих гипотез;

    3) в проведении их многокритериальной оценки и проверки на соответствие реальности;

    4) в предоставлении объяснения предлагаемого системой решения.

    В результате обращения к системе по поводу основных видов запроса пользователь может получить:

    • набор необходимых и достаточных измерительных инструментов с учетом ограничений их применимости для задачи проверки наличия/уровня выраженности психологического свойства;

    • веер гипотез в терминах измерительных инструментов для задачи нахождения причин особенностей поведения;

    • сформированную батарею методик, оптимальную для данного случая для задачи подбора диагностических средств;

    • варианты показаний и противопоказаний к деятельности в терминах измерительных инструментов для задачи прогнозирования успешности в деятельности;

    • вариативный прогноз на основе учета особенностей субъекта развития, социальной ситуации развития и их взаимодействия для задачи прогнозирования развития;

    • набор маркеров (категорий анализа) поведения, состояния и жалобы клиента, критичных для выдвижения гипотезы;

    • набор маркеров переживаний консультанта, возникающих в консультативном взаимодействии, критичных для выдвижения гипотезы;

    • набор маркеров успешности/завершения данного этапа консультирования;

    • набор маркеров препятствий, специфичных для данного этапа консультирования;

    • рекомендуемый набор маркеров препятствий, специфичных для данного случая.

    Для оказания помощи практическому психологу в проведении диагностической работы в экспертной системе «Психология» существует несколько блоков:

    1) блок формулировки проблемы;

    2) блок методического инструментария;

    3) блок требований к диагносту;

    4) блок диагностической деятельности школьного психолога.

    Кроме того, экспертная система «Психология» имеет базу знаний «Психологическая диагностика».

    Кратко охарактеризуем каждый из этих блоков.

    Вас заинтересует

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no