Психология — статьи и консультации
no no no
 

Концептуальные представления о процессе общения. Часть 2
06.06.2012

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2


  • Специалисты практики, говоря об эмпатии, чаще подразумевают первый вариант – эмпатия как активный процесс познания постижения другого человека посредством совместного переживания процессов его внутреннего мира и говорят о важности такого варианта эмпатии для эффективного общения. Классическим вариантом такого представления является технология «активного слушания» Карла Роджерса. Считается, что визуального и аудиального восприятия недостаточно, необходимо еще и чувствование собеседника, которое дает возможность понять его внутренние процессы и, в частности, мотивы обращения за психологической помощью. Если обратиться к консультационной практике, то большинство случаев отсутствия взаимопонимания в семье связано именно с отсутствием эмпатии «постижения» в момент восприятия собеседника.

    В данной работе эмпатия понимается как активный сознательный процесс постижения внутреннего мира другого человека посредством сопереживаний.

    Рефлексия Как термин происходит от латинского слова Reflexio (обращение назад). В психологическом словаре1 этот термин имеет следующее определение: «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний». Далее в словаре дается представление о рефлексии в социальной психологии: «процесс осознания действующим субъектом – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями». Для измерения рефлексии менее сложным является первый вариант (процесс самопознания внутреннего мира). Второй вариант очень труден в измерении.

    Отдельно хотелось бы сказать о понятии «зеркального взаимоотражения субъектов». Нам представляется, что четким критерием, определяющим границу рефлексии, может служить граница внешнего и внутреннего мира. Если человек воспринимает собственный внутренний мир как представления о себе или как собственные преставления о том, как ему кажется, другие люди его воспринимают, все это – рефлексивные процессы. Если же человек выясняет то, как другие знают и понимают «рефлектирующего», то это уже не рефлексия, а восприятие внешнего мира и взаимодействие с ним.

    Исходя из вышесказанного, при измерении рефлексии мы опирались на представление о ней как «процессе самопознания внутреннего мира». В более конкретном выражении рефлексия представляется как процесс осознания личностью своей сферы мышления, эмоций, желаний, ощущений, и т. д.

    Распределение внимания в восприятии. По нашему мнению в Диадном Общении распределение внимания может иметь два варианта. Первый вариант можно назвать этапами эмпатии в общении, так как именно эмпатия в такие моменты играет ключевую роль. Распределение внимания в таких случаях должно быть в следующей пропорции: 80 % – на собеседнике и 20 % – на себе. Во втором варианте необходимо противоположное распределение: 80 % на себе и 20 % на собеседнике. Соответственно ключевую роль в эти моменты играет рефлексия. Цифры процентов здесь даются примерные, так как специальных исследований распределения внимания, к сожалению, проведено не было. В групповом Общении предпочтительнее распределять внимание поровну на всех членов группы. Некоторые авторы предлагают персонифицировать группу как единого собеседника и общаться с группой как с одним человеком.

    Вас заинтересует

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no