Психология — статьи и консультации
no no no
 

Концептуальные представления о процессе общения. Часть 3
06.06.2012

  • Концептуальные представления о процессе общения. Часть 4

  • Концептуальные представления о процессе общения. Часть 2


  • Понимание. В основном мы опираемся на два критерия понимания. Первый – это внешняя оценка собеседника, так называемая «обратная связь», когда собеседник подтверждает правильность понимания, например: «Вы меня правильно поняли». Вторым дополнительным критерием мы считаем собственное внутреннее состояние ясности и однозначности понимания другого человека. Но второй критерий в меньшей степени надежен, чем первый.

    Процесс Общения. Динамические процессы общения тоже влияют на его эффективность. Одним из основных динамических процессов общения является чередование процессов эмпатии и рефлексии, которые создают цикличность общения.

    Этот цикл процесса общения имеет структурные элементы с определенной последовательностью их проявления, с границами начала проявления и конца. Цикл «воспринимающего» собеседника будет выглядеть так: эмпатия, рефлексия, эмпатия. Он может быть описан следующим образом: собеседник, который является «воспринимающим», Эмпатирует до того Момента, пока «обращающийся» передает послания. Окончанием эмпатии является ситуация ясного понимания «обращающегося», желательно с его подтверждением: «Да, Вы меня правильно поняли». После этого «воспринимающему» следует переключить большую часть внимания на себя и Рефлексировать Свои внутренние процессы мышления, эмоциональной сферы и сферы желаний. Добившись ясного понимания собственных внутренних реакций на слова собеседника, «воспринимающий» опять переключает фокус внимания на собеседника и Эмпатирует, Готовясь перейти в позицию «обращающегося».

    Цикл «обращающегося» собеседника будет иной: рефлексия, эмпатия, речь.

    В обоих циклах имеются некоторые Процессуальные связи Элементов процесса общения, влияющие на его эффективность:

    • если к человеку кто то обращается, и он собираться общаться, то ему следует изменить объект чувствования: с себя (эго центрированное) на собеседника (объект центрированное). Другими словами, общение предполагает эмпатию – чувствование собеседника;

    • говорить что либо собеседнику можно только после предварительного эмпатийного восприятия собеседника. Эмпатия в этот момент необходима для коррекции содержания и формы обращения с учетом внутренних процессов собеседника. Многие люди думают, что достаточно сказать, и тебя услышат и поймут. Однако это далеко не так. Иногда обращение не доходит до адресата, так как человек слишком сфокусирован на своих мыслях и состоянии, и, соответственно, воспринимает рассеянно. В других случаях послание может доходить до адресата, но при этом будет создавать психическую травму собеседнику. В случае повышенной ранимости собеседника следует быть осторожным в своих словах и форме их выражения. Если резюмировать, то прежде чем что либо говорить, нужно потратить время на эмпатию собеседника. Может оказаться, что сейчас не время или не место для разговора. Описывая данную ситуацию, специалисты по общению часто говорят о важности:

    • «адресности» послания;

    • если в момент восприятия собеседника нет понимания того, что он хочет выразить, то обязательно следует остановить речь собеседника и информировать его об этом;

    • ответная реакция «воспринимающего» будет более адекватной, если предварительно он получит от «говорящего» собеседника подтверждение о том, что он его правильно понял;

    • если есть обращение собеседника (неважно, в вербальной или невербальной форме), то обязательно должна быть обратная реакция в любом виде – вербальная или невербальная. То же требование относится и к ситуации, когда говорящий собеседник не имеет возможности заметить ваши ответные реакции, и к групповому общению. Данное требование относится к сдержанным людям, не позволяющим себе проявлять в общении свои чувства и мнения, возникающие как реакции на собеседника. Важно уточнить, что данное требование не предполагает обязательности сообщения о своем мнении. В данном случае говорится только об обязательности иметь ответные реакции и выражать их только в ситуации внешней необходимости.

    Вас заинтересует

  • Концептуальные представления о процессе общения. Часть 4

  • Концептуальные представления о процессе общения. Часть 2



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 1984). К недостаткам этой группы методик относится прежде всего то, что сознательная оценка под воздействием социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты (главным образом рацио...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматива в диагностику заставило пересмотреть как цели тестирования, так и способы конструирования, обработки и интерпретации методик. Вкратце выделим то, что принципиально отличает тесты умственного развития, ориентированные на норматив, от традиционных тест...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возможны три варианта стратегий диагностического поиска: полная схема (с использованием всех этапов диагностического процесса), с пропуском одного из этапов и свернутая схема. 3. В качестве начального этапа процесса постановки диагноза может выступат...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М., 1991. 3. Александровская Э. М., Тильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. – М., 1995. 4. Анастази А. Психологическое...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагностики младенцев и детей раннего возраста. 4. Охарактеризуйте отличительные особенности отечественных методик, применяемых при обследовании детей младенческого возраста. 5. В чем состоят основные отличия подходов и методик, пр...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на основе которой рекомендуется проводить тренировку логики диагностического исследования. Исследование влияния возраста испытуемых на качество решения психодиагностических задач не выявило сколько нибудь значимых связей между этим фактором и другими па...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венгером. Результатом ее работы стали комплексы методик,1 направленных на оценку уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет и подготовленности дошкольников к школьному обучению. Эти методики были теоретически обоснованы. Л. А. Венгер и его со...
    Читать далее »
     
    no no no