Психология — статьи и консультации
no no no
 

Концептуальные представления о процессе общения
06.06.2012

  • Концептуальные представления о процессе общения. Часть 2

  • Концептуальные представления о процессе общения. Часть 3



  • Нам представляется возможным выделить некоторые феномены, входящие в структуру процесса общения. Их важность для общения оценена многими специалистами но, безусловно, их список неполный и требует дальнейшего уточнения.

    Восприятие. Практически все специалисты по общению подчеркивают значение той роли в общении, которую играет восприятие. Восприятие имеет ряд показателей, влияющих на эффективность общения: Сосредоточенность, отвлекаемость, фокусирование внимания, интерес. Восприятие само по себе является сложным феноменом, требующим разложения на составные части: визуальное, аудиальное, кинестетическое и т. д. Большинство специалистов акцентируют свое внимание на таких процессах восприятия в общении, как Эмпатия (процесс восприятия собеседника) и Рефлексия (процесс восприятия себя), выделяя их из ряда других процессов восприятия по степени их влияния на эффективность общения.

    Эмпатия как понятие введено в психологию Э. Титченером. Само слово происходит от греческого – Empatheia, Означающего «сопереживание». В психологическом словаре1 нет однозначного толкования сути эмпатии. В одном случае она толкуется как «постижение эмоционального состояния, проникновение вчувствование в переживания другого человека». Соответственно, оценка эмпатии есть оценка способности «вчувствоваться» во внутренний мир другого человека и способности «постигнуть» или понять чужой внутренний мир. То есть выделяются два процесса – восприятие и понимание. Восприятие в данном случае имеет особую форму – «вчувствование», специфика которого состоит в совместном со переживании с другим человеком его внутреннего мира с целью его постижения. Но дальнейшее уточнение в психологическом словаре2 сути данного варианта эмпатии вносит много неясностей. Эмпатию разделяют по видам, в зависимости от лидирующей психической сферы, на эмоциональную, когнитивную, предиктивную и, описывая особенности эмоциональной эмпатии, утверждают, что ее основой являются процессы проекции и подражания. Так как суть проективных процессов состоит в приписывании внешнему объекту собственных качеств, то присутствие проекции в момент восприятия и познания внешнего объекта приводит к искаженным, ложным представлениям об объекте. Непонятно, что имеют в виду авторы, когда говорят о проективной основе эмоциональной эмпатии: отвергают возможность эмпатийного познания внешнего мира, представляя эмпатию как проективный процесс, или все таки считают эмпатию «постижением» другого человека.

    В другом случае авторы3 вкладывают совсем иной смысл в эмпатию и толкуют ее как «сочувствие – переживание собственных эмоций по поводу чувств другого» человека. Тогда эмлирическими индикаторами эмпатии будут служить количество и качество эмоций, являющихся ответными реакциями на эмоциональные состояния собеседника. В этом варианте представления об эмпатии не предполагается «постижение» внутреннего мира собеседника, акцент делается на моменте эмоционального реагирования на собеседника. Основной проблемой оценивания такого варианта эмпатии – «сочувствия» – будет выведение критериев различения переживаний реакций на чужие эмоциональные состояния и переживаний реакций на собственные мысли и желания.

    Различия между двумя толкованиями эмпатии принципиальны, так как первый вариант эмпатии представляет собой активный процесс познания другого человека, а второй вариант представляет собой пассивный процесс переживания собственных реакций на переживания собеседника, т. е. некий вариант эмоционального «заражения».

    Вас заинтересует

  • Концептуальные представления о процессе общения. Часть 2

  • Концептуальные представления о процессе общения. Часть 3



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 1984). К недостаткам этой группы методик относится прежде всего то, что сознательная оценка под воздействием социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты (главным образом рацио...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматива в диагностику заставило пересмотреть как цели тестирования, так и способы конструирования, обработки и интерпретации методик. Вкратце выделим то, что принципиально отличает тесты умственного развития, ориентированные на норматив, от традиционных тест...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возможны три варианта стратегий диагностического поиска: полная схема (с использованием всех этапов диагностического процесса), с пропуском одного из этапов и свернутая схема. 3. В качестве начального этапа процесса постановки диагноза может выступат...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М., 1991. 3. Александровская Э. М., Тильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. – М., 1995. 4. Анастази А. Психологическое...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагностики младенцев и детей раннего возраста. 4. Охарактеризуйте отличительные особенности отечественных методик, применяемых при обследовании детей младенческого возраста. 5. В чем состоят основные отличия подходов и методик, пр...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на основе которой рекомендуется проводить тренировку логики диагностического исследования. Исследование влияния возраста испытуемых на качество решения психодиагностических задач не выявило сколько нибудь значимых связей между этим фактором и другими па...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венгером. Результатом ее работы стали комплексы методик,1 направленных на оценку уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет и подготовленности дошкольников к школьному обучению. Эти методики были теоретически обоснованы. Л. А. Венгер и его со...
    Читать далее »
     
    no no no