Психология — статьи и консультации
no no no
 

Личность и ее развитие в психодиагностической работе практического психолога
06.06.2012

  • Обработка результатов

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Развитие личности – это процессы изменений, которые происходят с человеком с момента его появления на свет. Эти изменения протекают в определенном времени, в определенных обстоятельствах и являются относительно постоянными, необратимыми. В самом общем виде мы можем говорить о том, что развитие – это постепенные, относительно необратимые изменения организма во времени. В то же время необходимо отметить, что, наблюдая за развитием человека, мы видим, что в процессе его жизни можно заметить разные по характеру периоды:

    • этапы, когда возникает очень мало проявлений;

    • определенные интервалы, когда ранее развившиеся проявления находят себе применение;

    • время, когда с человеком происходит очень многое, когда мы можем наблюдать многочисленные новые проявления или изменения уже создавшегося поведения.

    При этом мы понимаем, что развитие любой стороны внутреннего мира человека происходит в единстве со средой и со всеми другими сторонами этой уникальной целостности. В этом смысле мы можем говорить о том, что развитие – это постоянный и неразрывный процесс изменений человека, возникающий в его взаимодействии со средой обитания (в широком смысле этого слова). Он включает в себя непрерывную дифференциацию и интеграцию результатов, которые обеспечивают успешный переход на качественно новые этапы развития личности.

    Сегодня практический психолог с достаточным опытом в области психологической диагностики исходит из того, что среда и воспитание весьма могущественны, однако не всемогущи. Так же как и то, что сам человек может существенным образом влиять на результаты своего развития, но он тоже не всемогущ. Перед ним философский вопрос о роли среды и врожденных генетических программ, свойств организма в развитии личности всегда конкретен: он касается того, кому оказывается психологическая помощь. Здесь всегда решается конкретная задача – объективно проанализировать и оценить реальные факты, с которыми он непосредственно встречается в диагностической практике.

    Не следует забывать еще и о том, что эффективность практического психолога, широта, глубина, адекватность и объективность его анализа и конкретных действий являются не только функцией удачно подобранных и валидных психодиагностических методов, но, до известной степени, также результатом успешного личного взаимодействия психолога с клиентом. Особенно важно учитывать это при психодиагностической работе с детьми, т. к. в период своего становления они очень чувствительны к личности других людей. Тем более, что ситуация встречи с психологом чаще всего уникальна и нова для ребенка, что может повлечь за собой множество разных моментов, влияющих на результаты их психологического контакта и взаимодействия.

    Вас заинтересует

  • Обработка результатов

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no