Психология — статьи и консультации
no no no
 

Методики диагностики младенцев. Часть 2
06.06.2012

  • Методики диагностики младенцев. Часть 3

  • Методики диагностики младенцев. Часть 4


  • 3. «Шкала развития младенцев Бейли» (Bayley Scales of Infant Development). Здесь предусмотрены 3 вспомогательные средства оценки степени развития ребенка:

    1) шкала умственного развития;

    2) шкала моторного развития;

    3) запись поведения младенца.

    Первая шкала определяет особенности:

    • восприятия;

    • памяти;

    • обучаемости;

    • решения проблем;

    • вокализации (гуканье, гуление, протяжные звуки, вскрики и др.);

    • зачатков словесного общения;

    • простейшего абстрактного мышления.

    Вторая шкала измеряет особенности макромоторных навыков и умений:

    • сидеть, стоять, ходить и подниматься по ступенькам;

    • двигать руками и пальцами.

    Третья – представляет собой оценочную шкалу, заполняемую специалистом после проведения работы с двумя другими. Она предназначена для оценки таких аспектов развития личности, как эмоциональное и социальное поведение, внимание, настойчивость и целеустремленность.

    В современной практической психологии используется вторая редакция шкал Бейли (1993), которая предназначена для оценки уровня развития ребенка в возрасте от 1 месяца до 3,5 лет. Автор данной методики отмечал, что как ее шкалы, так и шкалы других авторов, предназначенные для младенцев, пригодны только для оценки уровня текущего развития, а не для прогноза будущего развития.

    4. «Шкала интеллекта ребенка Кеттелла» (Cattell Scales of Infant Intelligens) предназначена для диагностирования познавательной сферы младенцев от 2 до 30 месяцев и позволяет определить некоторые особенности речевого, сенсомоторного развития и первых навыков общения у ребенка.

    5. «Шкалы развития Пиаже», Которые были разработаны Ж. Пиаже для решения собственных исследовательских задач. Они относятся к тому классу диагностических методик, которые называют «шкалы порядка». Здесь достижение какого либо уровня невозможно без успешного прохождения более ранних этапов развития. Методики построены таким образом, чтобы выявлять важнейшие аспекты каждого этапа. Основной методический прием состоит в том, чтобы получить объяснение, которое дает ребенок наблюдаемому событию и найти причины, лежащие в основе этого объяснения. Шкалы развития Пиаже являются ориентированными на содержание, поскольку обеспечивают качественное описание того, что может делать ребенок. При обработке результатов учитывается качество ответов на относительно небольшое число предъявляемых ему проблемных ситуаций, а не на число успешно выполненных заданий. Основное внимание сосредоточено на процессе решения проблемы, а не на его результате.

    Вас заинтересует

  • Методики диагностики младенцев. Часть 3

  • Методики диагностики младенцев. Часть 4



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 1984). К недостаткам этой группы методик относится прежде всего то, что сознательная оценка под воздействием социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты (главным образом рацио...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматива в диагностику заставило пересмотреть как цели тестирования, так и способы конструирования, обработки и интерпретации методик. Вкратце выделим то, что принципиально отличает тесты умственного развития, ориентированные на норматив, от традиционных тест...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возможны три варианта стратегий диагностического поиска: полная схема (с использованием всех этапов диагностического процесса), с пропуском одного из этапов и свернутая схема. 3. В качестве начального этапа процесса постановки диагноза может выступат...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М., 1991. 3. Александровская Э. М., Тильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. – М., 1995. 4. Анастази А. Психологическое...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагностики младенцев и детей раннего возраста. 4. Охарактеризуйте отличительные особенности отечественных методик, применяемых при обследовании детей младенческого возраста. 5. В чем состоят основные отличия подходов и методик, пр...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на основе которой рекомендуется проводить тренировку логики диагностического исследования. Исследование влияния возраста испытуемых на качество решения психодиагностических задач не выявило сколько нибудь значимых связей между этим фактором и другими па...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венгером. Результатом ее работы стали комплексы методик,1 направленных на оценку уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет и подготовленности дошкольников к школьному обучению. Эти методики были теоретически обоснованы. Л. А. Венгер и его со...
    Читать далее »
     
    no no no