Психология — статьи и консультации
no no no
 

Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2
08.06.2012

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2


  • 1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 1984). К недостаткам этой группы методик относится прежде всего то, что сознательная оценка под воздействием социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты (главным образом рационализации и реактивных образований) может кардинально изменяться. Сюда же относится и проблема отражения эмоционального отношения в сознании человека. В этом смысле вообще неясно, какие именно психологические реалии выявляют, скажем, социометрические техники в каждом индивидуальном случае.

    2. Методики косвенной оценки межличностных отношений. Сюда относятся методические приемы, основанные на выявленных в социальной психологии закономерностях влияния эмоционального отношения, главным образом, на невербальное поведение, паралингвистические параметры. В качестве наиболее известных здесь называются методики, основанные на закономерностях проксемического поведения людей. Основанием здесь является то, что выбор человеком положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит от его межличностных отношений – положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния.

    Все методики данной группы можно разделить на три категории:

    1) методики наблюдения реальной ситуации;

    2) методики символического моделирования реальной ситуации;

    3) проективные средства.

    3. Диагностика индивидуально личностных свойств, влияющих на межличностные отношения. Эта группа методик создана на основе выделения тех индивидуально личностных свойств людей, которые влияют на процесс общения. Сюда относят тесты и шкалы для измерения таких свойств как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т. д.

    4. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. Отечественные специалисты отмечают, что для понимания межличностного поведения индивида недостаточно детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида. Это связано с тем, что личность активна, и ее отношение к действительности требует осмысления, преобразования, выхода за пределы заданного, постановки и решения в той или иной форме новых творческих задач (Джидарьян И. А., 1983; Кон И. С, 1982; Леонтьев А. Н., 1975). Поэтому для более глубокого понимания и решения психодиагностических задач практическому психологу необходимо иметь информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, о том, как он представляет себя в них, о его экспектациях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Сюда относятся достаточно известные методики тематической апперцепции (TAT (Murray H., 1943); CAT (Bellak S., Bellak L., 1949), Blacky Pictures (Blum G., 1950); FRI (Howells J., Lickowish J., 1967 и др.).

    Сюда же относят и вербальные методики, такие как «Неоконченные предложения» Сакс Сиднея (Полищук А. И., Видренко А. Е., 1980), «Неоконченные рассказы для детей» Меделайн Томас Сторис (Rabin A., Haworth M., 1960).

    Особое место отводят в этом списке тесту ролевых конструктов Г. Келли – РЕР тест (Kelly G., 1965).

    В профессиональной литературе отмечается, что достоинства методик в одной сфере реализации превращаются в существенный недостаток в другой. В этом смысле большинство методик, относящихся к группе «субъективного отражения межличностных отношений» отвечают интересам практического психолога, так как дают обширную и глубокую информацию о человеке. Но для исследовательских целей они малоприменимы из за большого «удельного веса» субъективизма в интерпретации данных.

    Отдельной группой можно представить методики, направленные на психодиагностику характера межличностных отношений в семье.


    Вас заинтересует

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no