Психология — статьи и консультации
no no no
 

Подсистема работы с методиками. Часть 2
05.06.2012

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2


  • По характеру стимульного материала проективные тесты бывают зрительные интерпретативные, вербальные и экспрессивные.

    Вербальные тесты не могут применяться к испытуемым, у которых недостаточно развита речь, например, к маленьким детям, которым трудно сформулировать развернутое предложение (Тест незаконченных предложений), или к испытуемым, для которых русский язык неродной, и они не могут свободно изъясняться на нем.

    Тесты интерпретации (TAT, CAT) также требуют вербальных навыков. Они трудоемки в проведении. Иногда практикуется самостоятельное написание испытуемым рассказа. Но при такой форме проведения происходит неминуемая потеря фиксации временных характеристик ответов испытуемых: латентного периода (времени от предъявления испытуемому тестового материала до появления первого вербального или невербального ответа), а также пауз в процессе рассказа. Временные параметры являются одной из важнейших характеристик ответов, т. к. указывают на значимость тем для испытуемого. Удлинение латентного периода рассказа может указывать как на значимость этой темы, так и на важность предыдущей.

    Наименее трудозатратны в применении экспрессивные методики, которые включают в себя различные формы самовыражения. Наибольшее распространение получили рисунки на заданную тему. Они применимы как к взрослым, так и в большей степени к детям, т. к. не требуют вербальных навыков.

    Подсистема статистической обработки Организована как автономная справочная система по имеющимся статистическим методам. Основное назначение подсистемы статистической обработки – помощь психодиагносту в подборе адекватных его задаче статистических методов. Подсистема реализована в виде отдельного приложения, которое запускается путем нажатия кнопки на панели диагностической системы. Кроме того, экспертная система предоставляет возможность практическому психологу использовать «Базу знаний» (БЗ).

    Кратко опишем возможности «Базы знаний», включенной в раздел «Психодиагностика».

    База знаний «Психологическая диагностика» Включает в себя следующие разделы: «Клиент», «Объект диагностики», «Свойства методик», «Показатели методики», «Уровни показателей методик», «Интерпретация уровня показателя методики», «Итоги планирования». Разделы БЗ содержат набор объектов, которые связаны друг с другом отношениями различных типов.

    В БЗ «Психодиагностика» применяются следующие типы связей:

    • A RootOf В – объект А является корнем объекта В, объект В является листом (принадлежит, находится в подчинении) объекта А;

    • A LeafOf В – объект А является листом (принадлежит, находится в подчинении) объекта В, объект В является корнем объекта А;

    • A PokazatelOf В – объект А является показателем объекта В, объект В является методикой объекта А;

    • A MetodicsOfPokazatel В – объект А является методикой объекта В, объект В является показателем объекта А;

    • A FeatureOf В – А является особенностью В, В является методикой А;

    • A MethodicsOfFeature В – А является методикой В, В является особенностью А;

    • A ClientOf В – А является описанием клиента для В, В является методикой А;

    • A MethodicsOfClient В – А является методикой В, В является описанием клиента для А;

    • A DiagObjectOf В – А является объектом диагностики для В, В является методикой для А;

    • A MethodicsOfDiagObject В – А является методикой В, В является объектом диагностики для А.

    Решатель для системы «Психологическая диагностика» интерпретирует эти связи следующим образом:

    • связь RootOf и LeafOf интерпретируются решателем как иерархические связи, на их основании строится дерево объектов;

    • связи ClientOf и MethodicsOfClient необходимы для построения батареи методик по клиентским данным, а также для ограничения числа методик, исходя из возраста клиента или формы его обследования;

    • связи DiagObjectOf и MethodicsOfDiagObject необходимы для построения батареи методик по набору объектов диагностики;

    • FeatureOf и MethodicsOfFeature – данная связь соединяет два объекта, один из которых является методикой, а второй – свойством этой методики, если методика попала в батарею методик, то свойства должны быть видны пользователю;

    • PokazatelOf и MetodicsOfPokazatel – связь соединяет два объекта, один из которых является методикой, а второй – показателями, по которым оцениваются результаты методики; если пользователем была выбрана и проведена некоторая методика, то он должен иметь доступ к показателям этой методики.

    Вас заинтересует

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no