Психология — статьи и консультации
no no no
 

Подсистема работы с методиками. Часть 2
05.06.2012

  • Подсистема работы с методиками

  • Психологическая готовность к школе. Часть 3


  • По характеру стимульного материала проективные тесты бывают зрительные интерпретативные, вербальные и экспрессивные.

    Вербальные тесты не могут применяться к испытуемым, у которых недостаточно развита речь, например, к маленьким детям, которым трудно сформулировать развернутое предложение (Тест незаконченных предложений), или к испытуемым, для которых русский язык неродной, и они не могут свободно изъясняться на нем.

    Тесты интерпретации (TAT, CAT) также требуют вербальных навыков. Они трудоемки в проведении. Иногда практикуется самостоятельное написание испытуемым рассказа. Но при такой форме проведения происходит неминуемая потеря фиксации временных характеристик ответов испытуемых: латентного периода (времени от предъявления испытуемому тестового материала до появления первого вербального или невербального ответа), а также пауз в процессе рассказа. Временные параметры являются одной из важнейших характеристик ответов, т. к. указывают на значимость тем для испытуемого. Удлинение латентного периода рассказа может указывать как на значимость этой темы, так и на важность предыдущей.

    Наименее трудозатратны в применении экспрессивные методики, которые включают в себя различные формы самовыражения. Наибольшее распространение получили рисунки на заданную тему. Они применимы как к взрослым, так и в большей степени к детям, т. к. не требуют вербальных навыков.

    Подсистема статистической обработки Организована как автономная справочная система по имеющимся статистическим методам. Основное назначение подсистемы статистической обработки – помощь психодиагносту в подборе адекватных его задаче статистических методов. Подсистема реализована в виде отдельного приложения, которое запускается путем нажатия кнопки на панели диагностической системы. Кроме того, экспертная система предоставляет возможность практическому психологу использовать «Базу знаний» (БЗ).

    Кратко опишем возможности «Базы знаний», включенной в раздел «Психодиагностика».

    База знаний «Психологическая диагностика» Включает в себя следующие разделы: «Клиент», «Объект диагностики», «Свойства методик», «Показатели методики», «Уровни показателей методик», «Интерпретация уровня показателя методики», «Итоги планирования». Разделы БЗ содержат набор объектов, которые связаны друг с другом отношениями различных типов.

    В БЗ «Психодиагностика» применяются следующие типы связей:

    • A RootOf В – объект А является корнем объекта В, объект В является листом (принадлежит, находится в подчинении) объекта А;

    • A LeafOf В – объект А является листом (принадлежит, находится в подчинении) объекта В, объект В является корнем объекта А;

    • A PokazatelOf В – объект А является показателем объекта В, объект В является методикой объекта А;

    • A MetodicsOfPokazatel В – объект А является методикой объекта В, объект В является показателем объекта А;

    • A FeatureOf В – А является особенностью В, В является методикой А;

    • A MethodicsOfFeature В – А является методикой В, В является особенностью А;

    • A ClientOf В – А является описанием клиента для В, В является методикой А;

    • A MethodicsOfClient В – А является методикой В, В является описанием клиента для А;

    • A DiagObjectOf В – А является объектом диагностики для В, В является методикой для А;

    • A MethodicsOfDiagObject В – А является методикой В, В является объектом диагностики для А.

    Решатель для системы «Психологическая диагностика» интерпретирует эти связи следующим образом:

    • связь RootOf и LeafOf интерпретируются решателем как иерархические связи, на их основании строится дерево объектов;

    • связи ClientOf и MethodicsOfClient необходимы для построения батареи методик по клиентским данным, а также для ограничения числа методик, исходя из возраста клиента или формы его обследования;

    • связи DiagObjectOf и MethodicsOfDiagObject необходимы для построения батареи методик по набору объектов диагностики;

    • FeatureOf и MethodicsOfFeature – данная связь соединяет два объекта, один из которых является методикой, а второй – свойством этой методики, если методика попала в батарею методик, то свойства должны быть видны пользователю;

    • PokazatelOf и MetodicsOfPokazatel – связь соединяет два объекта, один из которых является методикой, а второй – показателями, по которым оцениваются результаты методики; если пользователем была выбрана и проведена некоторая методика, то он должен иметь доступ к показателям этой методики.

    Вас заинтересует

  • Подсистема работы с методиками

  • Психологическая готовность к школе. Часть 3



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 1984). К недостаткам этой группы методик относится прежде всего то, что сознательная оценка под воздействием социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты (главным образом рацио...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматива в диагностику заставило пересмотреть как цели тестирования, так и способы конструирования, обработки и интерпретации методик. Вкратце выделим то, что принципиально отличает тесты умственного развития, ориентированные на норматив, от традиционных тест...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возможны три варианта стратегий диагностического поиска: полная схема (с использованием всех этапов диагностического процесса), с пропуском одного из этапов и свернутая схема. 3. В качестве начального этапа процесса постановки диагноза может выступат...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М., 1991. 3. Александровская Э. М., Тильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. – М., 1995. 4. Анастази А. Психологическое...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагностики младенцев и детей раннего возраста. 4. Охарактеризуйте отличительные особенности отечественных методик, применяемых при обследовании детей младенческого возраста. 5. В чем состоят основные отличия подходов и методик, пр...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на основе которой рекомендуется проводить тренировку логики диагностического исследования. Исследование влияния возраста испытуемых на качество решения психодиагностических задач не выявило сколько нибудь значимых связей между этим фактором и другими па...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венгером. Результатом ее работы стали комплексы методик,1 направленных на оценку уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет и подготовленности дошкольников к школьному обучению. Эти методики были теоретически обоснованы. Л. А. Венгер и его со...
    Читать далее »
     
    no no no