По характеру стимульного материала проективные тесты бывают зрительные интерпретативные, вербальные и экспрессивные.
Вербальные тесты не могут применяться к испытуемым, у которых недостаточно развита речь, например, к маленьким детям, которым трудно сформулировать развернутое предложение (Тест незаконченных предложений), или к испытуемым, для которых русский язык неродной, и они не могут свободно изъясняться на нем.
Тесты интерпретации (TAT, CAT) также требуют вербальных навыков. Они трудоемки в проведении. Иногда практикуется самостоятельное написание испытуемым рассказа. Но при такой форме проведения происходит неминуемая потеря фиксации временных характеристик ответов испытуемых: латентного периода (времени от предъявления испытуемому тестового материала до появления первого вербального или невербального ответа), а также пауз в процессе рассказа. Временные параметры являются одной из важнейших характеристик ответов, т. к. указывают на значимость тем для испытуемого. Удлинение латентного периода рассказа может указывать как на значимость этой темы, так и на важность предыдущей.
Наименее трудозатратны в применении экспрессивные методики, которые включают в себя различные формы самовыражения. Наибольшее распространение получили рисунки на заданную тему. Они применимы как к взрослым, так и в большей степени к детям, т. к. не требуют вербальных навыков.
Подсистема статистической обработки Организована как автономная справочная система по имеющимся статистическим методам. Основное назначение подсистемы статистической обработки – помощь психодиагносту в подборе адекватных его задаче статистических методов. Подсистема реализована в виде отдельного приложения, которое запускается путем нажатия кнопки на панели диагностической системы. Кроме того, экспертная система предоставляет возможность практическому психологу использовать «Базу знаний» (БЗ).
Кратко опишем возможности «Базы знаний», включенной в раздел «Психодиагностика».
База знаний «Психологическая диагностика» Включает в себя следующие разделы: «Клиент», «Объект диагностики», «Свойства методик», «Показатели методики», «Уровни показателей методик», «Интерпретация уровня показателя методики», «Итоги планирования». Разделы БЗ содержат набор объектов, которые связаны друг с другом отношениями различных типов.
В БЗ «Психодиагностика» применяются следующие типы связей:
• A RootOf В – объект А является корнем объекта В, объект В является листом (принадлежит, находится в подчинении) объекта А;
• A LeafOf В – объект А является листом (принадлежит, находится в подчинении) объекта В, объект В является корнем объекта А;
• A PokazatelOf В – объект А является показателем объекта В, объект В является методикой объекта А;
• A MetodicsOfPokazatel В – объект А является методикой объекта В, объект В является показателем объекта А;
• A FeatureOf В – А является особенностью В, В является методикой А;
• A MethodicsOfFeature В – А является методикой В, В является особенностью А;
• A ClientOf В – А является описанием клиента для В, В является методикой А;
• A MethodicsOfClient В – А является методикой В, В является описанием клиента для А;
• A DiagObjectOf В – А является объектом диагностики для В, В является методикой для А;
• A MethodicsOfDiagObject В – А является методикой В, В является объектом диагностики для А.
Решатель для системы «Психологическая диагностика» интерпретирует эти связи следующим образом:
• связь RootOf и LeafOf интерпретируются решателем как иерархические связи, на их основании строится дерево объектов;
• связи ClientOf и MethodicsOfClient необходимы для построения батареи методик по клиентским данным, а также для ограничения числа методик, исходя из возраста клиента или формы его обследования;
• связи DiagObjectOf и MethodicsOfDiagObject необходимы для построения батареи методик по набору объектов диагностики;
• FeatureOf и MethodicsOfFeature – данная связь соединяет два объекта, один из которых является методикой, а второй – свойством этой методики, если методика попала в батарею методик, то свойства должны быть видны пользователю;
• PokazatelOf и MetodicsOfPokazatel – связь соединяет два объекта, один из которых является методикой, а второй – показателями, по которым оцениваются результаты методики; если пользователем была выбрана и проведена некоторая методика, то он должен иметь доступ к показателям этой методики.
Вас заинтересует
Последние новости
1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
Читать далее »
В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения.
Естественно, что введение норматив...
Читать далее »
1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза.
2. В процессе решения диагностических задач возмож...
Читать далее »
1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996.
2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
Читать далее »
1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста?
2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»?
3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
Читать далее »
Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
Читать далее »
Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
Читать далее »