Психология — статьи и консультации
no no no
 

Подсистема работы с методиками
05.06.2012

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2


  • В экспертной системе «Психология» помощь практическому психологу в психодиагностической работе оказывают различные подсистемы. В частности, «Подсистема работы с методиками», «Подсистема статистической обработки». Кратко опишем особенности и возможности, которые они предоставляют практическому психологу.

    «Подсистема работы с методиками» Организована как автономная справочная система по имеющимся в базе знаний методикам. Каждая методика представлена списком формальных и содержательных свойств. К числу формальных свойств отнесена такая информация о методике, как полное ее название, литературный источник информации о ней, тип метода, к которому принадлежит методика, количество вопросов или заданий, содержащихся в методике, необходимость стимульного материала, который должен быть приобретен или изготовлен диагностом, необходимость бланков или иных расходных материалов, которые должны быть подготовлены диагностом заранее, время, необходимое для проведения методики, наличие нормативов (возрастных или половозрастных, если таковые имеются в авторском описании).

    Содержательные свойства – это показатели методики, фиксирующие наличие/отсутствие или уровень выраженности определенной психологической характеристики. Благодаря установленным в базе связям между показателями каждой методики и психологическими характеристиками, организованными в дерево объектов диагностики, информация о любой методике оказывается доступна пользователю при произвольной степени обобщенности вопроса. Так, опросник Басса Дарки будет предъявляться пользователю как измерительный инструмент и для исследования эмоциональной сферы личности, и для изучения агрессивности, и для измерения уровня вербальной агрессии.

    Некоторые методики снабжены комментариями экспертов. Эти комментарии содержат указания на трудности, с которыми может столкнуться неопытный пользователь при работе с данной методикой, а также описания тех возможностей методики, которые не были отмечены автором, но были выявлены в ходе ее практического использования. Отдельные показатели некоторых методик также снабжены комментариями, раскрывающими их содержание (в первую очередь это касается новых или редко используемых методик).

    К методам диагностики – в системе они выступают одним из формальных свойств методик – даны комментарии, основная задача которых – указать молодому специалисту, на что необходимо обратить внимание при принятии решения о выборе методики, относящейся к данному типа методов.



    Пример комментария к методу. «Проективный метод»

    Проективный метод используется в тех случаях, когда необходимо получить не информацию о том, как соотносятся те или иные характеристики испытуемого с результатами других членов группы или популяции в целом, а когда психолога интересует индивидуальность человека, своеобразие каждой личности.

    Проективный метод основан на способности человека структурировать неопределенный стимульный ряд сообразно своему внутреннему миру. В основе метода лежит механизм апперцепции. Поэтому основу проективного метода составляет, с одной стороны, неопределенность, неструктурированность предлагаемых испытуемому задач, а с другой стороны, полная свобода самовыражения, исключающая оценки «правильный или неправильный ответ». Люди, испытывающие неуверенность относительно своих интеллектуальных возможностей или считающих себя не очень хорошо осведомленными в каком либо вопросе, в работе с проективными методиками могут почувствовать свою полную компетентность.

    Способ восприятия испытуемым неопределенного стимульного материала и отражает – проецирует для психолога важнейшие стороны личности: ее мотивы, эмоционально потребностную сферу, значимые конфликты, способы защитного поведения и т. п. Чаще всего психологический интерес представляют скрытые, неосознаваемые стороны личности испытуемого. Чем менее структурирован тест, тем больше он чувствителен к завуалированному материалу.

    Интерпретация ответов строится на качественном анализе содержания, что требует специального обучения. Для психолога важно при интерпретации ответов испытуемого контролировать свой механизм проекции, чтобы не превратить зачастую неопределенные ответы испытуемых в стимульный материал для собственных проекций.

    Проективные тесты разрабатывались в клинических условиях и большей частью используются для глубинных клинических обследований. Большая часть тестов трудоемка в проведении. Требуются навыки скорописи, или же ответы испытуемого записываются на магнитофон с последующей расшифровкой, что значительно удлиняет время обработки теста.

    Вас заинтересует

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no