Психология — статьи и консультации
no no no
 

Психодиагностика межличностных отношений и общения1
06.06.2012

  • Теоретический анализ методик исследования общения. Часть 4

  • Теоретический анализ методик исследования общения



  • Постановка проблемы. Данная методика в некоторой степени восполняет пробел, существующий на данный момент в диагностике процесса общения. Несмотря на то, что многие авторы описывают структуру и динамику общения (Г. М. Андреева,2 А. В. Батаршев,3 П. Вацлавик,1 Д. Джексон,2 В. Н. Куницына,3 Н. В. Казаринова,4 Б. Ф. Ломов,5 В. М. Погольша,6 Е. И. Рогов,7 Т. А. Флоренская8), анализ методической литературы показал, что до сих пор нет специальных методик, исследующих процесс общения. Однако хорошо известно, что процесс общения существенно влияет на его эффективность. В работе практического психолога часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда у людей, обратившихся к психологу с проблемами общения, вообще не развит какой либо элемент процесса общения. Особенно это проявляется в ситуациях, когда люди имеют тяжелые психические расстройства. Именно работа с такими людьми показала, что начинать часто приходится с восстановления структуры и процесса общения.

    Большинство авторов9 выделяют такие структурные элементы общения, как обмен информацией (коммуникация), восприятие, понимание и межличностное взаимодействие. Наиболее детально исследована и описана перцептивная составляющая процесса общения, особенно то, что нужно воспринимать в общении. Психотерапевты основных направлений детально описывают то, Как Нужно воспринимать (например, Энрайт Джон10). Тем не менее в практике обучения общению все это непросто использовать, так как неясно, какие элементы общения и в какой последовательности должны следовать.

    Наиболее детально процесс общения описан группой исследователей под руководством нобелевского лауреата Грегори Бейтсона. На основе этих исследований в начале 60 х гг. XX в. возник самостоятельный психотерапевтический подход, получивший название «коммуникативный системный подход», основным объектом коррекции которого являлось взаимодействие в семье. В представлениях этой группы11 процесс общения выглядит так:

    1. Послания и возможные проблемы, связанные с ними: нечеткость, неясность, двойственность.

    2. Восприятие собеседника, на которое влияет жизненный опыт воспринимающего.

    3. Умозаключения, порождающие неадекватные представления о собеседнике и ситуации в целом.

    4. Обобщения как генерализации формирующихся представлений на более широкий круг явлений.

    Названные авторы выделяют два фактора, негативно влияющих на когнитивные процессы у «воспринимающего» собеседника: «двойные» послания и предыдущий жизненный опыт.


    Вас заинтересует

  • Теоретический анализ методик исследования общения. Часть 4

  • Теоретический анализ методик исследования общения



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 1984). К недостаткам этой группы методик относится прежде всего то, что сознательная оценка под воздействием социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты (главным образом рацио...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматива в диагностику заставило пересмотреть как цели тестирования, так и способы конструирования, обработки и интерпретации методик. Вкратце выделим то, что принципиально отличает тесты умственного развития, ориентированные на норматив, от традиционных тест...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возможны три варианта стратегий диагностического поиска: полная схема (с использованием всех этапов диагностического процесса), с пропуском одного из этапов и свернутая схема. 3. В качестве начального этапа процесса постановки диагноза может выступат...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М., 1991. 3. Александровская Э. М., Тильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. – М., 1995. 4. Анастази А. Психологическое...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагностики младенцев и детей раннего возраста. 4. Охарактеризуйте отличительные особенности отечественных методик, применяемых при обследовании детей младенческого возраста. 5. В чем состоят основные отличия подходов и методик, пр...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на основе которой рекомендуется проводить тренировку логики диагностического исследования. Исследование влияния возраста испытуемых на качество решения психодиагностических задач не выявило сколько нибудь значимых связей между этим фактором и другими па...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венгером. Результатом ее работы стали комплексы методик,1 направленных на оценку уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет и подготовленности дошкольников к школьному обучению. Эти методики были теоретически обоснованы. Л. А. Венгер и его со...
    Читать далее »
     
    no no no