Психология — статьи и консультации
no no no
 

Психодиагностика умственного развития. Часть 2
07.06.2012

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2


  • Пытаясь преодолеть влияние культуры на выполнение тестовых заданий, психодиагносты стали разрабатывать «тесты, свободные от влияния культуры». Первым из них считается армейский тест Бета, разработанный в период Первой мировой войны в США.

    Еще один тест такого типа – «Нарисуй человека» (Draw a Man Test), разработанный американским психологом Флоренс Гудинаф и описанный в 1926 г. Он был предназначен для диагностики детей в возрасте от 3 до 13 лет и применялся без изменений с момента создания до 1963 г., когда Д. Харрис внес в него изменения и опубликовал под названием «Тест рисования Гудинаф Харриса» (Goodenough Harris Drawing Test).

    Еще один достаточно популярный тест, свободный от влияния культуры (Culture Fair Intelligence Test), был разработан Р. Б. Кеттеллом. В настоящее время известны три его варианта. Первый предназначен для детей 4–8 лет и умственно отсталых взрослых; второй – для детей 8 13 лет и взрослых, не имеющих высшего образования; третий для детей 10–16 лет и взрослых с высшим образованием.

    Наиболее известны в нашей стране «Шкалы измерения интеллекта Векслера» (Wechsler Intelligence Scales). Этот тест представляет неизменный интерес для психодиагностов, о чем говорят несколько тысяч публикаций, посвященных ему в журналах, монографиях, Ежегодных обзорах по тестам США. Популярность этого инструмента объясняется рядом причин:

    1) охватом Большого возрастного диапазона (от 3 до 74 лет), при этом на всех возрастных уровнях используются в основном одни и те же типы заданий, что позволяет проследить изменение одних и тех же интеллектуальных характеристик на протяжении почти всей жизни человека;

    2) использованием не только для измерения интеллектуального развития индивидов, но и как Вспомогательное средство психиатрического диагноза. Векслер и другие психологи клиницисты считают, что анализ выполнения индивидом отдельных субтестов, а также паттернов и профилей из показателей помогают раскрыть конкретные расстройства психики (болезнь Альцгеймера, эмоциональные нарушения и пр.);

    3) здесь присутствуют как Вербальные, Так и Невербальные Субтесты, что позволяет оценивать разные стороны интеллектуального развития – понятийное и наглядное мышление, а также особенности зрительного восприятия, сенсомоторную координацию, внимание, память.

    Будучи индивидуальными тестами, шкалы Векслера отличаются от других индивидуальных тестов интеллекта тем, что задания в них не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастающей трудности.

    Важно напомнить, что шкалы Векслера были разработаны для трех возрастных диапазонов: для взрослых, начиная с 16 лет, детей 6 16 лет и дошкольников (последний вариант от 3 до 7 лет 3 месяцев). В последнее время сделаны попытки создания и использования кратких вариантов этой методики. Однако специалисты не рекомендуют использовать краткие формы за исключением тех случаев, когда необходим быстрый и приблизительный отбор испытуемых, т. к. при использовании сокращенных шкал утрачивается много существенной информации, касающейся отдельных интеллектуальных умений, обедняются результаты качественного наблюдения за выполнением.

    Вас заинтересует

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no