Психология — статьи и консультации
no no no
 

Психодиагностика умственного развития. Часть 4
07.06.2012

  • Психодиагностика в работе психолога с детьми школьного возраста

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2


  • Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венгером. Результатом ее работы стали комплексы методик,1 направленных на оценку уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет и подготовленности дошкольников к школьному обучению. Эти методики были теоретически обоснованы.

    Л. А. Венгер и его сотрудники выделили систему показателей умственного развития ребенка, включающую степень сформированности пяти типов познавательных действий:

    • трех типов перцептивных действий (идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования);

    • двух типов мыслительных действий (действия по построению и применению схематизированных образов, отражающих связи и отношения реальных вещей, и действия по выделению и соотнесению существенных параметров объектов).

    Разработанная и реализованная в методических средствах модель психической деятельности дала возможность дифференцировать задержку психического развития и легкую степень умственной отсталости, с одной стороны, и педагогическую запущенность при нормальном психическом развитии ребенка – с другой. Опыт работы с данным комплексом показал его эффективность как для собственно диагностической, так и для коррекционной работы с детьми.

    Другой опыт представлен в разработках Психологического института РАО. Здесь на основе концепции социально психологических нормативов, предложенной К. М. Гуревичем, были разработаны четыре теста для диагностики умственного развития школьников разного возраста. Психическое развитие человека согласно данной концепции происходит под воздействием системы требований, которые общество предъявляет к каждому своему члену. Чтобы реализовать себя в конкретных условиях, созданных общностью, в которую он включен, и не быть отвергнутым ею, человек должен овладеть определенными предъявляемыми к нему требованиями, которые составляют целостную систему. Наиболее общие и фундаментальные из этих требований и названы системой социально психологических нормативов (СПН),1 которые реально предъявляются человеку в форме правил, предписаний, образовательных программ, квалификационных профессиональных характеристик, общественного мнения, традиций, обычаев и т. п. Они охватывают такие аспекты психического развития, как умственное, нравственное и эстетическое и меняются вместе с развитием общества. Наиболее динамичны нормативы умственного развития, что связано с темпом научно технического прогресса, выдвигающего все новые требования к человеку, его знаниям, умениям, сформированности мышления. Нормативы личностного развития более консервативны, в особенности это относится к нормативам нравственного развития.

    Вас заинтересует

  • Психодиагностика в работе психолога с детьми школьного возраста

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no