Психология — статьи и консультации
no no no
 

Психодиагностика умственного развития
07.06.2012

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • С момента появления психодиагностики не прекращаются попытки разобраться с сущностью того, что позволяет человеку отражать и понимать окружающую его действительность и себя. В самом общем виде эта способность обозначается как «интеллект», и одна из основных задач психодиагностики – найти способы его измерения. Основное внимание с начала XX в. психодиагносты уделяют выбору релевантных задач, с помощью которых наилучшим образом можно измерить эту способность. При этом одни из них признавали наиболее пригодной моделью интеллектуального выполнения ту, в которой решаются абстрактные мыслительные задачи, а другие – ту, в которой тестовые задачи взяты из нашей повседневной жизни.

    В настоящее время общепризнано, что имеющиеся в арсенале практического психолога тесты не оправдали себя как средства измерения интеллекта, который рассматривается как общая способность или группа способностей. Их признали пригодными для измерения некоторых особенностей мыслительной деятельности человека, а также для выявления объема и содержания его знаний в некоторых областях. Несмотря на то, что это важные характеристики когнитивного развития человека, они не являются показателями собственно интеллектуальных способностей. На современном этапе специалисты в области психодиагностики сосредоточены в основном на решении двух теоретических проблем: уточнении содержательной валидности интеллектуальных тестов и ограничении целей их практического использования.

    На сегодняшний день признается, что интеллектуальные тесты измеряют уровень сформированности некоторых интеллектуальных навыков, который зависит как от степени обученности индивидов, так и от их природных возможностей. Но отделить одно от другого в тестовых результатах невозможно.

    В контексте содержания нашего пособия важно обратить внимание на то, что оценка и прогноз школьных достижений на основе интеллектуальных тестов затруднены из за влияния разнообразных дополнительных факторов, среди которых наиболее очевидно влияние семьи и наиболее важно влияние личности учащегося. Здесь следует исходить из того, что интеллектуальные тесты можно использовать для характеристики реального состояния некоторых умений и навыков, но при этом принимая во внимание сведения, полученные из дополнительных источников, и учитывая многочисленные влияния на тестовые результаты.

    Ранее мы уже отмечали, что одним из критериев классификации методик в отечественной психологической диагностике является форма (характер) стимульного материала, по которому выделяют Вербальные И Невербальные Тесты интеллекта.

    Среди широко применяемых (в том числе и в нашей стране) невербальных тестов интеллекта упоминаются «Доски форм Сегена» (Seguin Form Boards), известные в нашей стране под названием «Тест воспроизведения прежнего порядка на доске», разработанный французским врачом Э. Сегеном в 1866 г. Эта методика отличается хорошими дифференцирующими возможностями (оценивает разные уровни умственной отсталости) и широко применяется в настоящее время в клинической психодиагностике.

    Сюда же можно отнести «лабиринтные тесты», первый из которых был разработан в 1914 г. С. Д. Портеусом (Porteus Maze Test). Они включают в себя серии изображенных линиями лабиринтов, а обследуемый должен провести кратчайший путь от входа до выхода из лабиринта, не отрывая карандаша от бумаги. Показателями в этих тестах являются время выполнения и число допущенных ошибок.

    Типичным и широко распространенным невербальным тестом интеллекта являются «Прогрессивные матрицы» (Progressive Matrices), впервые разработанные в Великобритании (Л. Пенроуз и Дж. Равен). Так как впоследствии работу с тестовыми заданиями осуществлял Дж. Равен, их называют «Прогрессивные матрицы Равена» (Ravens Progressive Matrices – RPM).

    Вас заинтересует

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no