Психология — статьи и консультации
no no no
 

Психодиагностика в работе практического психолога образования. Часть 3
06.06.2012

  • Психодиагностика в работе практического психолога образования. Часть 2

  • Психодиагностика в работе практического психолога образования


  • Диагностическое исследование (точнее – обследование) обладает важной характеристикой, отличающей его от научного исследования. Психолог исследователь (в том числе и исследователь в области психодиагностики) ориентирован на поиск неизвестных закономерностей, связывающих абстрактные переменные, использует «известных» (т. е. определенных по какому либо признаку) испытуемых и пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью. Для психодиагноста практика именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются объектом изучения; он ориентирован на поиск известных закономерностей в «неизвестных» обследуемых.

    Напомним, что психодиагностические задачи могут решаться различными способами. В частности, в практической психологии к основным способам можно отнести как наблюдение за клиентом, совершаемое в ходе оказания ему помощи, так и наблюдение за человеком в реальных условиях его жизни: наблюдение за поведением ребенка в детском саду, школе, а взрослого – на рабочем месте, в публичном месте и т. п. Следует отметить, что эти способы дают очень ценные сведения о человеке, однако они требуют много времени, достаточно трудоемки, не всегда применимы в той или иной ситуации. Кроме того, они дают информацию не до начала работы психолога, а уже в ходе такой работы (которая может оказаться и излишней). Именно поэтому в психодиагностике получили распространение специальные методики, которые можно использовать во всех случаях, где необходимо достаточно оперативно получить объективную оценку той или иной психической характеристики конкретного человека или группы людей. Отмечают следующие важные особенности психодиагностических методик:1

    1) они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;

    2) они представляют информацию не вообще о человеке, а о тех или иных его конкретных особенностях (интеллекте, тревожности, самооценке, чувстве юмора, наиболее характерных личностных чертах и т. п.);

    3) информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение обследуемого индивида с другими людьми;

    4) информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза их эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

    При дальнейшем анализе рассматриваемого нами вопроса следует также не забывать, что процедура диагностирования – лишь один из видов работы практического психолога. Но, как и все другие виды работы, данная процедура имеет определенную последовательность, этапность.1

    Если взять все учебные пособия, в которых данный вопрос выделяется как отдельный, то можно увидеть, что в психодиагностической процедуре общепринято выделять следующие этапы:

    1) Получение (или формулирование) Практического запроса, Который представлен в требовании решить определенную проблему обратившегося за помощью (или направленного к специалисту) человека. Содержание запроса сформулировано на обыденном, житейском уровне, и одна из основных задач данного этапа – перевести этот запрос на язык профессиональной психологической практики и сформулировать для себя непосредственную профессиональную задачу, внутри которой выделить собственно психодиагностическую задачу;

    2) Формулирование гипотез и выбор диагностических методов их проверки. Здесь на основе уже имеющейся в распоряжении специалиста информации о клиенте формулируются предположения и выбирается инструментарий, позволяющий их проверить;

    3) собственно диагностическое обследование и обработка, количественный и качественный анализ его результатов;

    4) Формулирование основных выводов, заключений, вытекающих из полученных результатов, а также составление психологического прогноза;

    5) Определение характера и вида конкретной психологической помощи, Адекватной полученным результатам и соответствующей реальным условиям жизни обратившегося.

    В частности, в практической психологии наиболее доступными видами помощи являются индивидуальное и групповое консультирование, различные виды психокоррекции, развивающие занятия, тренинги и т. п.

    Далее рассмотрим некоторые наиболее типичные ситуации и задачи, возникающие в профессиональной деятельности практического психолога.



    Вас заинтересует

  • Психодиагностика в работе практического психолога образования. Часть 2

  • Психодиагностика в работе практического психолога образования



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 1984). К недостаткам этой группы методик относится прежде всего то, что сознательная оценка под воздействием социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты (главным образом рацио...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматива в диагностику заставило пересмотреть как цели тестирования, так и способы конструирования, обработки и интерпретации методик. Вкратце выделим то, что принципиально отличает тесты умственного развития, ориентированные на норматив, от традиционных тест...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возможны три варианта стратегий диагностического поиска: полная схема (с использованием всех этапов диагностического процесса), с пропуском одного из этапов и свернутая схема. 3. В качестве начального этапа процесса постановки диагноза может выступат...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М., 1991. 3. Александровская Э. М., Тильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. – М., 1995. 4. Анастази А. Психологическое...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагностики младенцев и детей раннего возраста. 4. Охарактеризуйте отличительные особенности отечественных методик, применяемых при обследовании детей младенческого возраста. 5. В чем состоят основные отличия подходов и методик, пр...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на основе которой рекомендуется проводить тренировку логики диагностического исследования. Исследование влияния возраста испытуемых на качество решения психодиагностических задач не выявило сколько нибудь значимых связей между этим фактором и другими па...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венгером. Результатом ее работы стали комплексы методик,1 направленных на оценку уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет и подготовленности дошкольников к школьному обучению. Эти методики были теоретически обоснованы. Л. А. Венгер и его со...
    Читать далее »
     
    no no no