Психология — статьи и консультации
no no no
 

Психодиагностика в работе практического психолога с детьми младенческого и раннего возраста
06.06.2012

  • Психодиагностика в работе психолога с детьми школьного возраста

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Специалисты в области практической психологии и психодиагностики считают, что психологическую диагностику особенностей развития личности следует начинать уже с младенческого возраста.1 Исследователи и практики отмечают, что младенческий и ранний детский возраст – это период интенсивного развития не только сенсо моторной, познавательной, речевой сфер, но и важнейших составляющих личностных особенностей – самооценки, некоторых черт характера, эмоций и т. п. Одной из главных задач психодиагностической работы на данном этапе развития ребенка можно считать обеспечение контроля за характером его протекания с целью своевременного выявления возможного неблагополучия во внутреннем мире личности и эффективной работы по предупреждению отклонений от нормы.

    В большинстве случаев, когда речь идет о психодиагностике личности в этот период ее развития, практические психологи при организации данного вида работы учитывают следующее:

    • определенные нормативные представления об этом этапе развития;

    • специфику методов диагностики для данного этапа развития личности, которые, как правило, представляют собой оценочные шкалы развития, предусматривающие проведение аналитических стандартизированных наблюдений за ребенком и последующее сопоставление полученных данных с возрастными нормами развития:

    • индивидуальный характер работы;

    • принципы естественности ситуации диагностирования и естественности поведения ребенка (например, младенец при проведении диагностики чаще всего должен либо лежать, либо находиться на коленях у взрослого, либо удерживаться взрослым в каком то ином положении и т. п.);

    • необходимость оценивания широкого спектра поведения (социального, познавательного, моторного, эмоционального).

    Нормативные представления о характере развития личности на этом этапе построены на учете следующих показателей:

    • характер непосредственного общения со взрослыми, другими детьми;

    • особенности эмоциональных реакций;

    • уровень физической самостоятельности (овладение манипулятивной деятельностью, навыки передвижения и ориентировки в пространстве и т. п.);

    • уровень овладения собственным телом;

    • особенности перцептивной сферы и когнитивных процессов;

    • степень овладения сенсорными эталонами; уровень овладения речевой деятельностью;

    • уровень и особенности мотивации и освоения предметной, игровой и продуктивной деятельности;

    • особенности внутрисемейного общения; характер соподчинения мотивов;

    • уровень овладения этическими эталонами; степень произвольности.

    Решая задачи психодиагностики детей данного возраста, следует учитывать тот факт, что на этом этапе развития личности:

    • культура задает гораздо более жесткие рамки, чем природа;

    • конкретная форма, которую принимают потребности новорожденного, зависит от форм ухода за ним;

    • носителем этих потребностей является не сам новорожденный, а ухаживающий за ним взрослый;

    • содержанием первой, генетически исходной формы деятельности, в которую включается ребенок, является Создание и поддержание социально заданных (определяемых традицией) условий жизни ребенка… Взрослый становится тем внешним объектом, в котором конкретизирован мотив, т. е. Целью Отдельных актов общения.1

    Все вышеприведенное позволяет нам перейти к вопросу о своеобразии психодиагностического инструментария, который может использоваться практическим психологом в решении задач, возникающих в работе с детьми данного возраста.

    Вас заинтересует

  • Психодиагностика в работе психолога с детьми школьного возраста

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no