Психология — статьи и консультации
no no no
 

Психодиагностика в работе практического психолога с проблемами личности и ее развития. Часть 2
07.06.2012

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2


  • В качестве примера такого подхода к созданию личностных опросников можно отнести теорию личности Р. Б. Кеттелла и разработку на этой основе группы многофакторных личностных опросников.

    3. Опросники, ориентированные на выявление и оценку отдельных личностных качеств. В эту группу можно отнести большое число методик, в частности, Опросники мотивов Личности.

    Как и в случае многих понятий, составляющих основной тезаурус психологии, до настоящего времени нельзя сказать о том, что есть теоретическая определенность и общность взглядов на явление мотивации. В большинстве случаев, обсуждая данное понятие, специалисты имеют в виду некую побудительную силу, которая определяет избирательность и конечную целенаправленность внутреннего мира человека и объясняет, почему он предпочитает делать именно это, а не другое.

    В качестве примера опросников мотивации можно выделить следующие: «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса (Edwards Personal Preference Schedule) и «Опросник для измерения мотивации достижения» А. Мехрабиана (Resultant Achievement Motivation Test – RAM).

    К этой же группе можно отнести и Опросники интересов. В основе разработки данной группы методических средств лежит представление об интересе как форме проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует открытию человеком нового.

    Создавая методические средства этой группы, исследователи обратили внимание на то, что прямые вопросы людям об их интересах оказываются чаще всего ненадежным методом выявления и оценки состояния данной сферы внутреннего мира человека. При анализе результатов применения «прямых вопросов» было сформулировано два важных вывода:

    • люди, как правило, имеют ограниченную информацию о различных видах деятельности, и поэтому они не в состоянии судить о том, понравится ли им предлагаемое в прямом опроснике занятие;

    • человек редко глубоко осознает свои интересы в различных областях деятельности. Его неведение существует до тех пор, пока он не получит возможность попробовать себя в том или другом виде деятельности. Здесь важно помнить о большой вероятности того, что такая возможность наступит для человека так поздно, что он уже не сможет извлечь из нее позитивный вывод.

    В качестве примера опросников интересов, применяемых за рубежом, можно привести следующие методики:

    • «Инвентарь интересов Стронга» (Strong Interest Inventory– SII);

    • Опросники интересов Ф. Кьюдера (в частности, «Протокол профессиональных предпочтений Кьюдера» – Kuder Preference Record Vocational).

    В отечественной же практике в целях профориентации широко применяются такие методики данной группы как:

    • «Таблица для ориентировочного определения предпочтительного типа будущей специальности» (Е. А. Климов);

    • «Ориентировочно диагностическая анкета интересов» (С. Я. Карпиловская).

    Вас заинтересует

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no