Психология — статьи и консультации
no no no
 

Психодиагностика в работе практического психолога с проблемами личности и ее развития
07.06.2012

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Возвращаясь к основному вопросу данного раздела, мы кратко остановимся на особенностях применения психодиагностических средств при работе с проблемами личности и ее развития.

    Сегодня личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) – это огромный арсенал методических средств самых различных типов, которые могут использоваться для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Они могут быть классифицированы на различных основаниях. Например, следующим образом:

    1) типологические опросники;

    2) опросники черт личности;

    3) опросники, ориентированные на выявление и оценку отдельных личностных качеств (опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок (аттитюдов)).

    1. Типологические опросники личности. При выделении группы таких методик исходят из того, что типы – это комбинации содержательных характеристик личности, между которыми существуют закономерные и необходимые связи. В таком инструментарии тип личности не только определяет особенности опросника, но и выступает способом обобщения диагностических данных, а также предполагает группировку обследованных по степени сходства, близости в пространстве личностных признаков. Использование данного вида опросников предполагает, что диагностическое заключение формулируется с помощью сопоставления индивидуальных результатов с соответствующими (усредненными) типами личности, представленными в опроснике, и определения степени их сходства. В качестве классического примера опросников этого типа можно привести MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory – Миннесотский многоаспектный личностный опросник).

    2. Опросники черт личности. При выделении группы таких методик исходят из выделения черт личности как конечного набора базисных личностных качеств. В целом они понимаются как последовательность поведения, привычки или тенденции к повторению поведенческих проявлений. Все эти характеристики иерархически организованы. Верхний уровень иерархии образуют «факторы», которые отличаются следующим:

    • имеют множество разнообразных поведенческих проявлений;

    • относительно стабильны (постоянны во времени при неизменности привычных условий жизни);

    • воспроизводятся в разных исследованиях (воспроизводимость);

    • социально значимы.

    В различных источниках можно встретить иное название факторов (базисные черты, универсальными черты и т. п.).

    При этом подчеркивается, что различия между людьми определяются степенью выраженности этих качеств. Каждая из черт включает в себя группы определенным образом тесно связанных личностных признаков, число которых определяет размерность личностного пространства.

    Вас заинтересует

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no