Психология — статьи и консультации
no no no
 

Психодиагностика в работе психолога с детьми школьного возраста. Часть 3
07.06.2012

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2


  • Еще Д. Б. Эльконин отмечал:


    «… основное методологическое требование к изучению возрастных особенностей формирования личности подростка: отдельный ребенок должен изучаться во всей совокупности его отношений с другими людьми (сверстниками и взрослыми), воплощающихся в реальной деятельности с ними – общении… Чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Через возникающее чувство взрослости происходит интерполяция всего поведения подростка…» (Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1989, с. 277).


    Изучение проблем, возникающих у подростка в совместной деятельности, позволило ему выделить тот факт, что содержанием ведущей деятельности становится построение системы социальных отношений ребенка с другими людьми. Полученные при исследовании данные о своеобразии личности подростков показывают неразрывную связь между «чувством взрослости» и особенностями развития самосознания в этом возрасте. В частности Д. Б. Эльконин отмечал, что у подростков:


    • общение выступает особой практикой реализации морально этических норм отношении взрослых и практикой по их усвоению;

    • подростки примеривают эти нормы друг к другу, а затем нормы начинают выступать как жесткие требования по отношению к товарищу;

    • в связи с этим начинают появляться элементы внутренних, можно сказать, умственных действий с морально этическими нормами (при сравнении поступков товарища с собственными, его качеств со своими особенностями);

    • динамические отношения между чувством взрослости, усвоением морально этических норм и общением определяют дальнейшее развитие чувства взрослости как социального сознания, перенесенного внутрь (Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1989, с. 280).


    Особое внимание в развитии личности подростка уделяется такой психологической характеристике как самосознание. Отмечая его роль, Л. С. Выготский писал:


    «Самосознание, таким образом, не первичный, а производный факт в психологии подростка, и возникает оно не путем открытия, а путем длительного развития» (Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984, с. 231).


    Относя формирование самосознания к концу подросткового возраста, Л. С. Выготский также подчеркивал:


    «То же, что принято обычно называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека, возникающим именно в эту пору: новое поведение человека становится поведением человека для себя, человек сам осознает себя как известное единство. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста» (Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984, с. 227).


    Вас заинтересует

  • Опросники личностных ценностей

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no