Психология — статьи и консультации
no no no
 

Психодиагностика в работе психолога с детьми школьного возраста
07.06.2012

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2

  • Опросники личностных ценностей



  • Как отмечает большинство специалистов, период вхождения личности в условия учебной деятельности является наиболее ответственным и значимым для всего последующего ее развития на этапе школьной жизни. Здесь максимально активно и интенсивно проходит сложный и длительный этап социализации, связанный с систематическим школьным обучением, в процессе которого ребенок приобщается к основам научных знаний, овладевает важнейшими достижениями человеческой культуры. Кроме того, следует иметь в виду, что возникшие в начальной школе и вовремя не разрешенные с помощью взрослых проблемы и трудности маленького ученика не исчезают сами собой по мере его взросления. Они отражаются и в учебной успеваемости ребенка, и в его интересах, склонностях, отношении к школе и учению, взаимоотношениях со сверстниками, родителями и пр.

    Этим и определяется основная цель работы практического психолога в начальных классах – создание благоприятных психолого педагогических условий для полноценного психического и личностного развития детей младшего школьного возраста. При этом специалист ориентируется на значимые характеристики развития ребенка этого возрастного этапа. К числу таких психологических характеристик в первую очередь относят:

    • состояние эмоционального благополучия;

    • особенности мотивации;

    • уровень произвольной регуляции поведения и деятельности;

    • показатели развития рефлексии, внутреннего плана действий, анализа;

    • характер познавательного отношения к действительности;

    • уровень освоения учебной деятельности.


    В то же время каждый из исследователей этого возраста акцентирует внимание на отдельных, наиболее существенных, по их мнению, для развития в данный период признаках. В частности, Л. И. Божович подчеркивает, что ребенок в этом возрасте:

    • представляет собой уже достаточно устойчивую интегративную систему;

    • способен, в специфической для своего возраста форме, осознать себя в этом качестве;

    • может дать отчет в своем отношении к окружающему;

    • начинает осознавать свое социальное Я;

    • занимает новую «внутреннюю позицию» – позицию школьника.1


    Л. А. Венгер отмечает, что при переходе к младшему школьному возрасту ребенок:

    • перестает довольствоваться символической имитацией поведения взрослых; у него появляется стремление к реальному («правильному») воспроизведению их действий;

    • впервые включается в социально организованную структуру;

    • занимает позицию школьника.2

    Вас заинтересует

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2

  • Опросники личностных ценностей



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no