Психология — статьи и консультации
no no no
 

Теоретический анализ методик исследования общения. Часть 6
06.06.2012

  • Теоретический анализ методик исследования общения. Часть 2

  • Теоретический анализ методик исследования общения. Часть 4


  • На основе данных индикаторов сформулированы шесть пар альтернативных утверждений (см. Приложение № 2,9, 11, 15, 17,21).

    Третья стадия цикла общения включает Процессы построения межличностных границ. Психотерапевты коммуникативного подхода (М. Боуэн, Р. У Ричардсон1 и др.) считают, что межличностные границы в общении строятся через выявление межличностных различий. В консультационной работе по оказанию помощи людям, имеющим проблемы общения, часто встречается специфическая проблема, суть которой в том, что у определенной группы людей в общении часто возникает ситуация, когда им «нечего сказать». Они говорили, что в момент общения у них «исчезают» собственные мысли, чувства и желания, возникает характерное состояние «пустой головы». При исследовании этой проблемы методом глубинного интервью был выявлен феномен потери этими люди межличностных границ. Оказалось, что они не разделяют себя с собеседником во время общения, их внутренний мир как бы сливается без остатка с внутренним миром их собеседника. В такой ситуации не возникает собственных мыслей, чувств и желаний. Все психологическое пространство полностью заполняется внутренним миром собеседника, а собственные мысли, чувства и желания исчезают. Если такое общение возникает регулярно, то люди обычно жалуются на то, что собеседник их «подавляет».

    Описанная ситуация, если она существует в семье, как правило говорит о наличии «симбиотических», зависимых отношений.

    Такие отношения являются одной из главных проблем в семейной и индивидуальной терапии (М. Боуэн, С. Минухин).

    По нашему мнению, консультативную работу с людьми, имеющими склонность к «симбиотическим» отношениям, следует дополнить коррекцией процесса общения, что существенно снизит конфликтность и напряжение в таких отношениях.

    С учетом вышесказанного и опираясь на работы психотерапевтов коммуникативного подхода,2 были выделены следующие показатели умения строить межличностные границы:

    • частота распределения внимания на всех участников общения (утверждения № 1);

    • частота проявления способности одновременно чувствовать себя и собеседника (утверждения № 7);

    • частота выявления различий и сходства между собой и собеседником (утверждения № 13).

    На основе данных индикаторов сформулированы три пары альтернативных утверждений (см. Приложение 1 № 1, 7, 13).

    Четвертая стадия цикла общения – Обращение к собеседнику. Основой для выделения индикаторов эффективного обращения послужили работы психотерапевтов, участвовавших в проекте Грегори Бейтсона (по исследованию общения). Эта группа большое внимание уделяла исследованию коммуникативных «посланий». Они были убеждены в том, что личностную патологию ребенка Создают «двойные послания» родителей, поэтому обращали много внимания на анализ особенностей посланий. При этом особый акцент делался на «конгруэнтности» посланий, то есть, соответствии эмоционального послания со словесным и жестикуляцией. Терапевты данного направления говорили о том, что по своему содержанию послания должны быть «ясными», определенными, правдивыми. Такая форма посланий требует установки на открытость своего внутреннего мира, что подчеркивали и отечественные психологи. В частности, М. Г. Ярошевский утверждал, что «специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого».3

    К этим показателям следует добавить еще один, на который обращают внимания многие авторы, – «адресность безадресность» обращения.

    В итоге стадия имеет следующие индикаторы эффективности:

    • «адресность» обращения предполагает наличие фазы эмпатии непосредственно перед обращением к собеседнику (утверждения № 4);

    • способность открыто заявить о различиях позиций, своих и собеседника (утверждения № 14);

    • выбор содержания и формы обращения с учетом состояния других присутствующих собеседников, а также времени и места общения (утверждение № 16);

    • ясность и четкость речи (утверждения № 20);

    • важность и обязательность реагирования на любые вербальные и невербальные проявления собеседника в контакте (утверждения № 22);

    • наличие ожидания ответной реакции собеседника (утверждения № 24).

    Отличительной особенностью данной стадии является смена позиций собеседников. «Воспринимающий» собеседник переходит на позицию «обращающегося»; соответственно, у другого собеседника все наоборот: из позиции «обращающегося» он переходит в позицию «воспринимающего».

    Предполагается, что данной стадией заканчивается цикл общения, а далее следует его повторение; соответственно, общение представляется как Цикличный процесс.


    Вас заинтересует

  • Теоретический анализ методик исследования общения. Часть 2

  • Теоретический анализ методик исследования общения. Часть 4



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 1984). К недостаткам этой группы методик относится прежде всего то, что сознательная оценка под воздействием социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты (главным образом рацио...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматива в диагностику заставило пересмотреть как цели тестирования, так и способы конструирования, обработки и интерпретации методик. Вкратце выделим то, что принципиально отличает тесты умственного развития, ориентированные на норматив, от традиционных тест...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возможны три варианта стратегий диагностического поиска: полная схема (с использованием всех этапов диагностического процесса), с пропуском одного из этапов и свернутая схема. 3. В качестве начального этапа процесса постановки диагноза может выступат...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М., 1991. 3. Александровская Э. М., Тильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. – М., 1995. 4. Анастази А. Психологическое...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагностики младенцев и детей раннего возраста. 4. Охарактеризуйте отличительные особенности отечественных методик, применяемых при обследовании детей младенческого возраста. 5. В чем состоят основные отличия подходов и методик, пр...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на основе которой рекомендуется проводить тренировку логики диагностического исследования. Исследование влияния возраста испытуемых на качество решения психодиагностических задач не выявило сколько нибудь значимых связей между этим фактором и другими па...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венгером. Результатом ее работы стали комплексы методик,1 направленных на оценку уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет и подготовленности дошкольников к школьному обучению. Эти методики были теоретически обоснованы. Л. А. Венгер и его со...
    Читать далее »
     
    no no no