Психология — статьи и консультации
no no no
 

Теоретический анализ методик исследования общения
06.06.2012

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2

  • Опросники личностных ценностей



  • Анализ методической литературы показал следующее: а) методики диагностируют только отдельные компоненты процесса общения; б) методики исследуют факторы, которые влияют на общение.

    Наиболее широко и подробно диагностика общения представлена в книге В. А. Соснина и П. А. Лунева,1 которые разработали целую диагностическую программу, включающую двенадцать тестов. Оценивая программу в целом, можно сказать, что она больше направлена на выявление умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми, чем умение общаться. В данной программе общение оценивается как средство успешного взаимодействия. Измеряются такие параметры, как уровень контактности, степень скучности, обаятельности, ранимости человека, умение дружить, убеждать, высказывать критику. Из негативных параметров исследуются следующие: непонимание собеседника, позиция носителя абсолютной истины, неконтактность, эгоцентризм, закрытость, агрессивность, высокомерие. Последний опросник, по сути, исследует умение вести терапевтическую беседу.

    Можно отметить, что шесть тестов из двенадцати имеют вопросы, непосредственно направленные на изучение процесса общения. В общей сложности 23 вопроса из 150 по всем тестам, с нашей точки зрения, относятся к исследованию процесса общения несмотря на то, что авторы2 не изучают процесс общения как специальную задачу.

    Методики исследования отдельных элементов общения. Методика М. Снайдера «Умеете ли Вы слушать?»1 наиболее близка к решению задачи выявления особенностей самого процесса общения, однако она позволяет изучать только один из важных процессов общения – восприятие собеседника. Общение же, как хорошо известно, включает в себя и многие другие процессы, например, вербальные послания собеседнику, рефлексивные процессы и т. д.

    Методика, опубликованная в учебном пособии Т. А. Ратановой и Н. Ф. Шляхта,2 называется «Оценка способности педагога к эмпатии». На этой методике следует остановиться несколько подробнее, так как эмпатия – чрезвычайно важный процесс в общении. Эффективная эмпатия с нашей точки зрения на 70 % обеспечивает эффективность общения. Так как не всегда внешние проявления человека отражают его действительные внутренние состояния, то эмпатия в некоторой степени обеспечивает «прямой доступ» к восприятию состояний другого человека и, по сути, работу еще одного канала информации. Эмпатия как процесс сопереживания является условием для восприятия состояний собеседника как бы «изнутри» него.

    Эмпатия предполагает совместное переживание (со переживание) Состояний одного из собеседников. Вероятно, в таком случае способность к эмпатии следовало бы оценивать на шкале «от полного совпадения особенностей переживаний у собеседников до полного их несовпадения». В предлагаемой же методике авторы не приводят какую то одну шкалу оценивания способности к эмпатии, а предлагают шесть диагностических шкал эмпатии, выражающих Отношение К родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.

    Вас заинтересует

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2

  • Опросники личностных ценностей



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no