Психология — статьи и консультации
no no no
 

Выводы
07.06.2012

  • Вопросы и задания для самоконтроля

  • Литература для самостоятельного чтения



  • 1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза.

    2. В процессе решения диагностических задач возможны три варианта стратегий диагностического поиска: полная схема (с использованием всех этапов диагностического процесса), с пропуском одного из этапов и свернутая схема.

    3. В качестве начального этапа процесса постановки диагноза может выступать этап феноменологии и анамнеза, этап выдвижения гипотез и этап психодиагностического обследования. Наиболее эффективной является стратегия в виде полной схемы, где в качестве первого выступает этап феноменологии и анамнеза.

    4. На эффективность решения диагностических задач влияет фактор вероятности гипотез. Гипотезы характеризуют представления диагностов о степени вероятности того или иного события. Чем больше опыт психодиагностической деятельности и шире круг психологических знаний, тем четче ранг вероятности основных признаков, которых диагност придерживается при диагностической проверке. По мере решения диагностических задач диагносты со слабым уровнем психологической подготовки набирают диагностический опыт и начинают лучше ориентироваться в причинно следственных связях, вырабатывая свой ранг вероятностей и придерживаясь своего алгоритма проверки.

    5. Степень вероятности гипотез находится во взаимосвязи с фактором трудоемкости решения задачи. Чем более размытым является ранжирование предполагаемых причин по степени их вероятности, тем более трудоемким становится процесс решения задачи. Роль гипотез в этом случае заключается в придании целенаправленности диагностическому процессу, в сужении круга диагностического поиска и фиксации необходимых для диагностики элементов психологического развития.

    6. При решении диагностических задач различия между психологами и учителями заключаются в следующем:

    • психологи в ходе диагностического поиска придерживаются полной схемы, традиционной в психологической диагностике. Учителя же предпочитают стратегию поиска с пропуском этапа постановки гипотез. Такая стратегия делает процесс решения задачи более трудоемким, так как за счет хаотичности расширяется круг диагностического поиска. В целом стратегия диагностического поиска, используемая учителями, похожа на логику мышления начинающих психологов без опыта работы;

    • учителя в процессе решения диагностической задачи рассматривают вероятность признаков отклонений, т. е. работают на феноменологическом уровне, а психологи – вероятность самих причин.

    7. При решении психодиагностических задач основными ошибками являются: смешение элементов феноменологического и причинного уровней при выдвижении гипотез и при построении диагностического заключения; стереотипность действий; отсутствие гибкости диагностического мышления.

    8. Проведенное исследование позволило сделать выводы относительно подготовки будущих специалистов к эффективной диагностической деятельности. Подготовка специалистов к решению диагностических задач должна включать обучение:

    • полноценному анализу данных феноменологического уровня;

    • выбору стратегии диагностического поиска, оптимальной для решения данной диагностической задачи;

    • умению решать диагностические задачи с использованием психодиагностических средств, оптимизирующих процесс постановки диагноза;

    • умению ориентироваться в их многообразии и выбирать наиболее эффективные для конкретного диагностического случая.

    Результатом такого целенаправленного обучения будет более эффективное формирование основных качеств диагностического мышления: гибкости, оперативности, адекватности и экономичности.


    Список литературы


    1. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. – М., 1993.

    2. Ануфриев А. Ф., Бусарова О. Р. Случаи из школьной консультативной практики. – М., 1994.

    3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности: понятийный аппарат и методы исследований. Дис… д ра наук. – Киев, 1989.

    4. Галактионов А. И. Установка для экспериментального исследования переработки информации человеком оператором в реальных условиях // Тезисы докладов конференции «Проблемы инженерной психологии». Вып. 1. – Л., 1964.

    5. Тильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. – М., 1989.

    6. Зайчик А. 3. Использование в обучении творческих задач из практики (на примере электротехники) // Вопросы политех, образования. 1963, № 126.

    7. Научно методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1988.

    8. Обучение логике диагностического поиска с помощью аппарата ТРЕФ 2 / Под ред. И. М. Фейгенберга. – М., 1971.

    9. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987.

    10. Попов А. С., Кондратьев В. Г. Очерки методологии клинического мышления. – Л., 1972.

    11. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. – М., 1986.

    12. Сверчкова Р. Т. Психологический анализ процесса постановки технического диагноза // Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения. – М., 1970, с. 227–308.

    13. Тезисы докладов Второй республиканской учебно методической конференции по применению методов программированного обучения в высших медицинских учебных заведениях РСФСР. Саратов, 15–17 мая 1968. – М., 1968.

    14. Элъконин Д. Б. Психолого педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума/ Под ред. К. М. Гуревича. – Таллин, 1980.




    1 Использование новейших средств, техник и развитие перспективных технологий которые (в множестве возможностей достижения цели) уже сейчас сопоставимы по силе действия с собственными законами движения Мира.

    1 И сама субъективно «окрашенная» в процессе решения задачи.

    1 В противовес реальным экспериментам.

    1 Руководители проекта: доктор психологических наук, профессор Ю. М. Забродин, доктор физико математических наук, профессор Г. С. Осипов.

    2 Подробнее об этом см.: Часть 2. Раздел 2 данного пособия.

    1 См., например: Асмолов А. Г. XXI век: психология в век психологии // Вопросы психологии. 1995, № 1; Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996, № 6; Василюк Ф. Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992, № 1; Забродин Ю. М. Проблема разработки практической психологии // Психологический журнал. 1980, т. 1, № 2; Забродин Ю. М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы // Психологический журнал. 1984, т. 5, № 6; Климов Е. А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога // Вестник Московского ун та. Сер. 14, Психология. 1992, № 3, с. 3–12; Психологическая служба в школе (круглый стол) // Вопросы психологии. № 2, 3 1979; № 3, 4 1982; Юревич А. В. Системный кризис в психологии // Вопросы психологии. 1999, № 2; Юревич А. В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии 2001, № 5 и др.

    1 Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М., 1991; Психологическая служба школы / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1995.

    1 Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб., 2004, с. 32–33.

    2 См., например: Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. – М., 2003; Битянова М. Пятое колесо // Школьный психолог. 2004, № 22; Все ли спокойно в датском королевстве? Интервью с И. В. Дубровиной // Школьный психолог. 2004, № 35; Пахальян В. Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в условиях современного образования? // Вопросы психологии. 2002, № 6; Сартан М. Шесть проблем и одна тема // Школьный психолог. 2002, № 17, с. 103–112; Степанова М. А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы // Вопросы психологии. 2004, № 4, с. 91–101.

    3 Битянова М. Пятое колесо // Школьный психолог. 2004, № 22.

    1 Все ли спокойно в датском королевстве? Интервью с И. В. Дубровиной // Школьный психолог. 2004, № 35.

    2 В частности, интересующиеся профессиональным анализом данной проблемы могут почитать об этом в следующих источниках: Гришина Елена Николаевна Становление психологической культуры государственного служащего средствами развивающих игр. Дис. … канд. психол. наук. 19.00.13. Москва, 2001; Ковалевич Татьяна Федоровна Приобщение студентов к психологической культуре в высшем учебном заведении. Дис. … канд. пед. наук. 13.00.01. Красноярск, 1999; Колмогорова Л. С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся. Дис. … д ра психол. наук. М., 2001; Корнеева Алена Викторовна Трансформация психологической культуры личности на разных этапах вхождения в иноязычное пространство. Дис. … канд. психол. наук. 19.00.01. Барнаул, 2004; Лужбина Наталья Анатольевна Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности. Дис. … канд. психол. наук. 19.00.01. Барнаул, 2002; Селезнева Наталья Тихоновна Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования. Дис. … д ра психол. наук. 19.00.13. Москва, 1997; Семикин Виктор Васильевич Психологическая культура в педагогическом взаимодействии. Дис. … д ра психол. наук. 19.00.07. Санкт Петербург, 2004; Смирнова Елена Евгеньевна Формирование психологической культуры педагогов в процессе повышения их квалификации. Дис. … канд. пед. наук. 13.00.08. Великий Новгород, 2002; Шубницына Татьяна Владиславовна Формирование психологической культуры студентов технических специальностей вуза: Дис. … канд. психол. наук. 19.00.07. Москва, 2004 и др.

    3 Василюк Ф. Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992, № 1.

    1 Все ли спокойно в датском королевстве? Интервью с И. В. Дубровиной // Школьный психолог. 2004, № 35; Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб., 2009, с. 72–73.

    1 Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1976, с. 298.

    1 Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. – М., 1996, с. 102–107.

    1 Выготский Л. С, Лурия А. Р. Предисловие // Шульце Р. Практика экспериментальной психологии, педагогики и психотехники. – М., 1926, с. 3–4.

    1 Ярошевский М. Г. Психофизиология труда и принцип деятельности в советской психологии // Вопросы психологии. 1977, № 6, с. 3–15.

    2 Ломов Б. Ф. О состоянии и перспективах развития психологической науки в СССР // Психологическая наука в социалистических странах. – М., 1981, с. 130.

    1 Психология труда. Информационный бюллетень. № 17, 18. В 2 ч. – М.: Институт конкретных социологических исследований, 1969.

    2 См., например: Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Психологическая работа в вооруженных силах РФ: теория и технология организации и проведения. – СПб., 2005; Военная психология / Под ред. А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004.

    1 Подробнее об этом см.: Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Психологическая работа в вооруженных силах РФ: теория и технология организации и проведения. – СПб., 2005; Военная психология / Под ред. А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004; Современная военная психология: Хрестоматия. – Минск: Харвест, 2003; Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. Учебник. – М.: МО РФ, 1999; Военная психология: методология, теория, практика. Уч. – методич. пос. В 2 т. – М.: ВУ, 1998 и др.

    1 Подробнее об этом см., например: Васильев В. Юридическая психология: Учебник для вузов. – Спб., 2004; Еникеев М. Юридическая психология: Учебник для вузов. – Спб., 2004.

    2 Подробнее об этом см. например: Петровский А. В. История советской психологии. – М., 1967, с. 181–188; Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1976, с. 424–433 и др.

    1 Подробнее о современном понимании места и роли педологии в истории психологии можно прочитать в следующих источниках: Кадры решили все… Наука, не принятая системой // http://www. ug. ru/01.25/ps8.htm; Курек Н. История ликвидации педологии и психотехники. – М., 2004; Петровский А. В. Ученик компрачикоса, или Сага о педологии // Петровский А. В. Психология и время. – СПб., 2007; Струкчинская Е. М. Л. С. Выготский о педологии и смежных с нею науках // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Вып. 5, 2002 // http://virlib. eunnet. net/sofia/05 2002/text/0523.html.

    1 Подробнее см.: Асмолов А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта – к парадигме толерантности // Психология образования: проблемы и перспективы. Материалы первой международной научно практической конференции – М., 2004, с. 6–10.

    2 Подробнее об этом см.: Стоюхина Н. Ю. Преподавание психологии в системе отечественного образования: история и современность. – Н. Новогород, 2005.

    1 Подробнее об этом см.: Лебедев Любимов А. Н. Психология рекламы. – СПб, 2005; Лебедев Любимов А. Н. Психология в маркетинге. – СПб, 2008; Налчаджян А. А. Этнопсихология. – СПб., 2004; Ольшанский Д. Политическая психология – СПб., 2003; Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. – СПб., 2003; Солдатова Г. У Психология межэтнической напряженности. – М., 1998; Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М., 2004.

    1 Поробнее об этом см.: Бодалев А. А., Стопин В. В. Общая психодиагностика. – М., 1987, СПб., 2000.

    1 Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – М., 1987, СПб., 2000.

    1 Теплое Б. М. Психологические тесты для взрослых по Э. Торндайку. 4.1. – М., 1930; Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: АПН РСФСР, 1961.

    2 Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 2. Способности. – М.: Изд во ЛГУ, 1960; Мясищев В. Н. Проблемы личности и отношений человека // Материалы совещания по психологии. – М.: АПН РСФСР, 1957.

    1 Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. – М., Педагогика, 1982; Anastasi A. Psychology, psychologist and psychological testing // Amer. Psychologist, 1986, 4.

    1 См., например, Бодалев А. А. Стопин В. В., 1987; Witzlack G., 1980, Романова Е. С., 2007; Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича, 2006 и др.

    1 Забродин Ю. М. Очерки теории психической регуляции поведения. – М., 1997; Забродин Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М., 2002; Забродин Ю. М., Носов Н. А. (ред.) Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. – М., 1996 и др.

    1 Пряжников Н. С. Право на нравственность: этические проблемы практического психолога // Психологическая наука и образование. 1999, № 1, с. 78–90.

    1 Там же, с. 86.

    2 Пряжников Н. С. Право на нравственность: этические проблемы практического психолога // Психологическая наука и образование. 1999, № 1, с. 79.

    3 Этический кодекс Российского психологического общества (РПО) // Российский психологический журнал. 2004, т. 1, № 1, с. 37–54.

    1 БодалевА. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – М., 1987, с. 18–19.

    1 В частности, это хорошо видно в текстах следующих работ: Дружинин В. Н. Классификация методов психологического исследования // Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2003, с. 35–39; Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. – СПб., 2006, с. 10–12, 125–131; Труды Ярославского методологического семинара. Метод психологии. – Ярославль. 2005, с. 111–135 и др.

    1 Вопросы эти весьма важны сами по себе для развития теории психологических измерений, но они имеют отдаленное отношение к психологической теории обсуждаемого метода практической психологии. – Ю. 3.

    1 Забродин Ю. М. Модели личности в психодиагностике. – М., 1994; Психология личности и управление человеческими ресурсами (ред.). – М., 2002.

    1 Сравни с критикой аналогичных концепций зарубежными авторами.

    1 Белоус В. В. Математические модели темперамента в свете общей теории систем. – М.: Наука. 1977.

    1 Приводится по: Anastasi A. Psychology, psychologist and psychological testing // Amer. Psychologist, 1986, 4.

    2 Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. – M.: Наука, 1983.

    1 Anastasi A. Psychology, psychologist and psychological testing // Amer. Psychologist, 1986, 4.

    2 Anastasi A. Psychology, psychologist and psychological testing // Amer. Psychologist, 1986, 4.

    1 Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. – Л.: ЛГУ 1982.

    1 См., например: Бодалев А. А., Стопин В. В. Общая психодиагностика. – М., 1987, СПб., 2000.

    2 Бодалев А. А., Стопин В. В. Общая психодиагностика. – М., 1987, с. 14; СПб., 2000.

    1 Бодалев А. А., Стопин В. В. Общая психодиагностика. – М., 1987, СПб., 2000.

    1 Отметим, что количество этапов и их содержание могут отличаться у разных авторов, но это не меняет сути дела, а только отражает критерии, по которым и происходит условное деление психодиагностической работы на определенные этапы.

    1 Шванцара Й. И др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978, с. 136–137.

    1 Цитируется по: Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978, с. 141.

    2 Первое издание этого труда вышло в 1998 г. и лишь недавно он был переиздан в книге: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., 2008.

    1 Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб., 2004, с. 32–33.

    1 См., например: Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб, 2004, с. 180; Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб., 2008, с. 398.

    1 Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. 2001, 3, с. 17–26.

    1 Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – М., 2002.

    2 Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб., 2008, с. 408.

    1 Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб., 2008, с. 411.

    1 Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2004, с. 94–95.

    1 Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2004, с. 102–121.

    2 Это возможно благодаря тому, что игра создает для ребенка зону ближайшего развития, способствующую проявлению его возможностей в различных психических сферах. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению (Н. И. Гуткина, 1993, 1996, 2002).

    1 Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М., Воронеж, 1995, с. 242–244.

    2 Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. 2001. 3, с. 24.

    1 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1989, с. 258–263.

    1 Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. 2001, 3, с. 25.

    2 Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. – Воронеж, 1995, с. 241.

    3 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1989, с. 263–264.

    4 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1989, с. 258–263.

    1 Цукерман Г. А. Десяти двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1999, 3, с. 17–31.

    2 Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1997.

    3 См., например: работы по проблемам учения А. К. Марковой, Д. Хамблина, Д. Б. Эльконина и др.

    1 Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1997, с. 401.

    1 Эйдимиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – Спб., 2008, с. 287.

    1 Подробнее см.: Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. – М., 1978.

    1 Подробнее об этом см.: Гургвич К. М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. Серия «Педагогика и психология» 1992. № 1 – М.: Знание, 1992; Гургвич К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика. – СПб., 2008, с. 269–331.

    1 См., например: Алферов Ю. С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. 2002, 7, с. 88–96; Кулиашвили Е. Н., Вотчин И. С. Мониторинг качества образования в адаптивной модели школы / Развитие личности в современном образовательном пространстве. Сб. научных трудов / Под ред. Н. Я. Большуновой. – Новосибирск. 2001; Клюева Т. Н. Концептуальные основы построения региональной психологической службы // Прикладная психология. 2001, 4, с. 1–8; Региональная служба практической психологии. Опыт работы и перспективы развития. – Самара, 2002 и др.

    1 Экспертная система «Психология» //http://psy. isa. ru/web/.

    1 http://www. psychometrica. ru/index. php? hid=62.

    1 http://www. psychometrica. ru/index. php? hid=62.

    2 В Главе 6–8 представлены основные материалы данного проекта. Руководители этой работы – доктор психологических наук, профессор Ю. М. Забродин, доктор физико математических наук, профессор Г. С. Осипов.

    1 Текст приводится по кн.: Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987, с. 19–20.

    1 Текст приводится по кн.: Романова Е. С. Психодиагностика. – СПб., 2008, с. 85–86.

    1 Психологическая диагностика детей и подростков. / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

    1 Фрагмент из кн.: Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб., 2008, с. 496–501.

    1 Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. – Ростов на Дону., с. 420–448.

    1 Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб., 2008, с. 473–478.

    1 Недашковский В. Н. Методика диагностики процесса общения // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 5. Программы и методики психологического исследования личности и группы. – М., 2002, с. 322–344.

    2 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    3 Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

    1 Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО Пресс, 2000.

    2 Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО Пресс, 2000.

    3 Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

    4 Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

    5 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    6 Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

    7 Рогов Е. И. Психология общения. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

    8 Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. – М.: Институт психологии АН СССР, 1991.

    9 Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

    Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

    Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    Рогов Е. И. Психология общения. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

    10 Энрайт Джон. Позиция слушателя терапевта. Препринт.

    11 Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993, с. 67.

    1 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    2 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    3 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    1 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    1 Соснин В. А., Лунев П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. – М., 1993.

    2 Соснин В. А., Лунев П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. – М., 1993.

    1 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский дом «Бахрах М», 1999, с. 558.

    2 Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психологические методы изучения личности. Учебное пособие. – М., 1998, с. 251.

    1 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский дом «Бахрах М», 1999, с. 298.

    2 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский дом «Бахрах М», 1999, с. 591.

    3 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский дом «Бахрах М», 1999, с. 558.

    4 Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психологические методы изучения личности. Учебное пособие. – М., 1998, с. 241.

    1 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    2 Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

    3 Энрайт Джон. Позиция слушателя терапевта. Препринт.

    1 Прим. ред. Здесь речь идет о Приложениях к статье, не включенных в цитируемый текст.

    1 Ричардсон Р. У. Силасемейных уз. Руководство по терапии семьи. – СПб.: Акцидент, 1994.

    2 Ричардсон Р. У. Силасемейных уз. Руководство по терапии семьи. – СПб.: Акцидент, 1994.

    Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Ювента, 1999.

    И др.

    3 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990, с. 245.

    1 http://www. psychometrica. ru/index. php? hid=62.

    2 Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

    Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М., 1995.

    3 Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.

    Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. – М., 1978.

    Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987.

    И др.

    4 Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М., 1995.

    1 Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М.: НИИ ОПП, 1981.

    1 Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.

    2 Туткина Н. И. Детский практический психолог в школе // Школа здоровья. 1994, т. 1, № 1, с. 28–36.

    1 Гуревич К. М., Раевский А. М. Личность как объект психологической диагностики // Психологический журнал. 2001, т. 22, № 5, с. 29–37.

    2 там же, с. 641.

    1 там же, с. 221–222.

    1 Cattell R. В. Personality, motivation structure, and measurement, т. 9. – N.– Y., 1957.

    1 Толстой Л. Н. Анна Каренина. Собр. соч., т. 1. – М., 1963.

    2 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

    1 Кропоткин П. А. Записки революционера. – М., 1988.

    2 Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем, т. XV, письмо 765. – М., 1949.

    1 Вяземский П. А. Старая записная книжка. – М., 2000, с. 229.

    1 Ухтомский А. А. Учение о доминанте. – Л., 1950, с. 163–164; автор цитирует здесь свой труд, опубликованный в 1911 г.

    2 Валеев Р. Ф. Морально психологические особенности трудного подростка: методика их диагностики: Дис… канд. наук. – М., 1993.

    1 Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования // Вопросы психологии. 2000, № 6, с. 26–37.

    2 Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. – М., 1993.

    3 Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности: понятийный аппарат и методы исследований. Дис… д ра наук. – Киев, 1989.

    Тилъбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. – М., 1989.

    Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987.

    Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. – М., 1986.

    Элъконин Д. Б. Психолого педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума/ Под ред. К. М. Гуревича. – Таллин, 1980.

    И др.

    4 Галактионов А. И. Установка для экспериментального исследования переработки информации человеком оператором в реальных условиях // Тезисы докладов конференции «Проблемы инженерной психологии». Вып. 1. – Л., 1964.

    Зайчик А. 3. Использование в обучении творческих задач из практики (на примере электротехники) // Вопросы политех, образования. 1963, № 126.

    Обучение логике диагностического поиска с помощью аппарата ТРЕФ 2 / Под ред. И. М. Фейгенберга. – М., 1971.

    Попов А. С., Кондратьев В. Г. Очерки методологии клинического мышления. – Л., 1972.

    Сверчкова Р. Т. Психологический анализ процесса постановки технического диагноза // Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения. – М., 1970, с. 227–308.

    Тезисы докладов Второй республиканской учебно методической конференции по применению методов программированного обучения в высших медицинских учебных заведениях РСФСР. Саратов, 15–17 мая 1968. – М., 1968.

    1 Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. – М., 1993.

    1 Ануфриев А. Ф., Бусарова О. Р. Случаи из школьной консультативной практики. – М., 1994.

    1 Обучение логике диагностического поиска с помощью аппарата ТРЕФ 2 / Под ред. И. М. Фейгенберга. – М., 1971.

    Сверчкова Р. Т. Психологический анализ процесса постановки технического диагноза // Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения. – М., 1970, с. 227–308.

    Вас заинтересует

  • Вопросы и задания для самоконтроля

  • Литература для самостоятельного чтения



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 1984). К недостаткам этой группы методик относится прежде всего то, что сознательная оценка под воздействием социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты (главным образом рацио...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматива в диагностику заставило пересмотреть как цели тестирования, так и способы конструирования, обработки и интерпретации методик. Вкратце выделим то, что принципиально отличает тесты умственного развития, ориентированные на норматив, от традиционных тест...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возможны три варианта стратегий диагностического поиска: полная схема (с использованием всех этапов диагностического процесса), с пропуском одного из этапов и свернутая схема. 3. В качестве начального этапа процесса постановки диагноза может выступат...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М., 1991. 3. Александровская Э. М., Тильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. – М., 1995. 4. Анастази А. Психологическое...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагностики младенцев и детей раннего возраста. 4. Охарактеризуйте отличительные особенности отечественных методик, применяемых при обследовании детей младенческого возраста. 5. В чем состоят основные отличия подходов и методик, пр...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на основе которой рекомендуется проводить тренировку логики диагностического исследования. Исследование влияния возраста испытуемых на качество решения психодиагностических задач не выявило сколько нибудь значимых связей между этим фактором и другими па...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венгером. Результатом ее работы стали комплексы методик,1 направленных на оценку уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет и подготовленности дошкольников к школьному обучению. Эти методики были теоретически обоснованы. Л. А. Венгер и его со...
    Читать далее »
     
    no no no