Психология — статьи и консультации
no no no
 

Выводы
07.06.2012

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2

  • Вопросы и задания для самоконтроля



  • 1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза.

    2. В процессе решения диагностических задач возможны три варианта стратегий диагностического поиска: полная схема (с использованием всех этапов диагностического процесса), с пропуском одного из этапов и свернутая схема.

    3. В качестве начального этапа процесса постановки диагноза может выступать этап феноменологии и анамнеза, этап выдвижения гипотез и этап психодиагностического обследования. Наиболее эффективной является стратегия в виде полной схемы, где в качестве первого выступает этап феноменологии и анамнеза.

    4. На эффективность решения диагностических задач влияет фактор вероятности гипотез. Гипотезы характеризуют представления диагностов о степени вероятности того или иного события. Чем больше опыт психодиагностической деятельности и шире круг психологических знаний, тем четче ранг вероятности основных признаков, которых диагност придерживается при диагностической проверке. По мере решения диагностических задач диагносты со слабым уровнем психологической подготовки набирают диагностический опыт и начинают лучше ориентироваться в причинно следственных связях, вырабатывая свой ранг вероятностей и придерживаясь своего алгоритма проверки.

    5. Степень вероятности гипотез находится во взаимосвязи с фактором трудоемкости решения задачи. Чем более размытым является ранжирование предполагаемых причин по степени их вероятности, тем более трудоемким становится процесс решения задачи. Роль гипотез в этом случае заключается в придании целенаправленности диагностическому процессу, в сужении круга диагностического поиска и фиксации необходимых для диагностики элементов психологического развития.

    6. При решении диагностических задач различия между психологами и учителями заключаются в следующем:

    • психологи в ходе диагностического поиска придерживаются полной схемы, традиционной в психологической диагностике. Учителя же предпочитают стратегию поиска с пропуском этапа постановки гипотез. Такая стратегия делает процесс решения задачи более трудоемким, так как за счет хаотичности расширяется круг диагностического поиска. В целом стратегия диагностического поиска, используемая учителями, похожа на логику мышления начинающих психологов без опыта работы;

    • учителя в процессе решения диагностической задачи рассматривают вероятность признаков отклонений, т. е. работают на феноменологическом уровне, а психологи – вероятность самих причин.

    7. При решении психодиагностических задач основными ошибками являются: смешение элементов феноменологического и причинного уровней при выдвижении гипотез и при построении диагностического заключения; стереотипность действий; отсутствие гибкости диагностического мышления.

    8. Проведенное исследование позволило сделать выводы относительно подготовки будущих специалистов к эффективной диагностической деятельности. Подготовка специалистов к решению диагностических задач должна включать обучение:

    • полноценному анализу данных феноменологического уровня;

    • выбору стратегии диагностического поиска, оптимальной для решения данной диагностической задачи;

    • умению решать диагностические задачи с использованием психодиагностических средств, оптимизирующих процесс постановки диагноза;

    • умению ориентироваться в их многообразии и выбирать наиболее эффективные для конкретного диагностического случая.

    Результатом такого целенаправленного обучения будет более эффективное формирование основных качеств диагностического мышления: гибкости, оперативности, адекватности и экономичности.


    Список литературы


    1. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. – М., 1993.

    2. Ануфриев А. Ф., Бусарова О. Р. Случаи из школьной консультативной практики. – М., 1994.

    3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности: понятийный аппарат и методы исследований. Дис… д ра наук. – Киев, 1989.

    4. Галактионов А. И. Установка для экспериментального исследования переработки информации человеком оператором в реальных условиях // Тезисы докладов конференции «Проблемы инженерной психологии». Вып. 1. – Л., 1964.

    5. Тильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. – М., 1989.

    6. Зайчик А. 3. Использование в обучении творческих задач из практики (на примере электротехники) // Вопросы политех, образования. 1963, № 126.

    7. Научно методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1988.

    8. Обучение логике диагностического поиска с помощью аппарата ТРЕФ 2 / Под ред. И. М. Фейгенберга. – М., 1971.

    9. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987.

    10. Попов А. С., Кондратьев В. Г. Очерки методологии клинического мышления. – Л., 1972.

    11. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. – М., 1986.

    12. Сверчкова Р. Т. Психологический анализ процесса постановки технического диагноза // Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения. – М., 1970, с. 227–308.

    13. Тезисы докладов Второй республиканской учебно методической конференции по применению методов программированного обучения в высших медицинских учебных заведениях РСФСР. Саратов, 15–17 мая 1968. – М., 1968.

    14. Элъконин Д. Б. Психолого педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума/ Под ред. К. М. Гуревича. – Таллин, 1980.




    1 Использование новейших средств, техник и развитие перспективных технологий которые (в множестве возможностей достижения цели) уже сейчас сопоставимы по силе действия с собственными законами движения Мира.

    1 И сама субъективно «окрашенная» в процессе решения задачи.

    1 В противовес реальным экспериментам.

    1 Руководители проекта: доктор психологических наук, профессор Ю. М. Забродин, доктор физико математических наук, профессор Г. С. Осипов.

    2 Подробнее об этом см.: Часть 2. Раздел 2 данного пособия.

    1 См., например: Асмолов А. Г. XXI век: психология в век психологии // Вопросы психологии. 1995, № 1; Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996, № 6; Василюк Ф. Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992, № 1; Забродин Ю. М. Проблема разработки практической психологии // Психологический журнал. 1980, т. 1, № 2; Забродин Ю. М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы // Психологический журнал. 1984, т. 5, № 6; Климов Е. А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога // Вестник Московского ун та. Сер. 14, Психология. 1992, № 3, с. 3–12; Психологическая служба в школе (круглый стол) // Вопросы психологии. № 2, 3 1979; № 3, 4 1982; Юревич А. В. Системный кризис в психологии // Вопросы психологии. 1999, № 2; Юревич А. В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии 2001, № 5 и др.

    1 Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М., 1991; Психологическая служба школы / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1995.

    1 Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб., 2004, с. 32–33.

    2 См., например: Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. – М., 2003; Битянова М. Пятое колесо // Школьный психолог. 2004, № 22; Все ли спокойно в датском королевстве? Интервью с И. В. Дубровиной // Школьный психолог. 2004, № 35; Пахальян В. Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в условиях современного образования? // Вопросы психологии. 2002, № 6; Сартан М. Шесть проблем и одна тема // Школьный психолог. 2002, № 17, с. 103–112; Степанова М. А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы // Вопросы психологии. 2004, № 4, с. 91–101.

    3 Битянова М. Пятое колесо // Школьный психолог. 2004, № 22.

    1 Все ли спокойно в датском королевстве? Интервью с И. В. Дубровиной // Школьный психолог. 2004, № 35.

    2 В частности, интересующиеся профессиональным анализом данной проблемы могут почитать об этом в следующих источниках: Гришина Елена Николаевна Становление психологической культуры государственного служащего средствами развивающих игр. Дис. … канд. психол. наук. 19.00.13. Москва, 2001; Ковалевич Татьяна Федоровна Приобщение студентов к психологической культуре в высшем учебном заведении. Дис. … канд. пед. наук. 13.00.01. Красноярск, 1999; Колмогорова Л. С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся. Дис. … д ра психол. наук. М., 2001; Корнеева Алена Викторовна Трансформация психологической культуры личности на разных этапах вхождения в иноязычное пространство. Дис. … канд. психол. наук. 19.00.01. Барнаул, 2004; Лужбина Наталья Анатольевна Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности. Дис. … канд. психол. наук. 19.00.01. Барнаул, 2002; Селезнева Наталья Тихоновна Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования. Дис. … д ра психол. наук. 19.00.13. Москва, 1997; Семикин Виктор Васильевич Психологическая культура в педагогическом взаимодействии. Дис. … д ра психол. наук. 19.00.07. Санкт Петербург, 2004; Смирнова Елена Евгеньевна Формирование психологической культуры педагогов в процессе повышения их квалификации. Дис. … канд. пед. наук. 13.00.08. Великий Новгород, 2002; Шубницына Татьяна Владиславовна Формирование психологической культуры студентов технических специальностей вуза: Дис. … канд. психол. наук. 19.00.07. Москва, 2004 и др.

    3 Василюк Ф. Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992, № 1.

    1 Все ли спокойно в датском королевстве? Интервью с И. В. Дубровиной // Школьный психолог. 2004, № 35; Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб., 2009, с. 72–73.

    1 Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1976, с. 298.

    1 Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. – М., 1996, с. 102–107.

    1 Выготский Л. С, Лурия А. Р. Предисловие // Шульце Р. Практика экспериментальной психологии, педагогики и психотехники. – М., 1926, с. 3–4.

    1 Ярошевский М. Г. Психофизиология труда и принцип деятельности в советской психологии // Вопросы психологии. 1977, № 6, с. 3–15.

    2 Ломов Б. Ф. О состоянии и перспективах развития психологической науки в СССР // Психологическая наука в социалистических странах. – М., 1981, с. 130.

    1 Психология труда. Информационный бюллетень. № 17, 18. В 2 ч. – М.: Институт конкретных социологических исследований, 1969.

    2 См., например: Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Психологическая работа в вооруженных силах РФ: теория и технология организации и проведения. – СПб., 2005; Военная психология / Под ред. А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004.

    1 Подробнее об этом см.: Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Психологическая работа в вооруженных силах РФ: теория и технология организации и проведения. – СПб., 2005; Военная психология / Под ред. А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004; Современная военная психология: Хрестоматия. – Минск: Харвест, 2003; Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. Учебник. – М.: МО РФ, 1999; Военная психология: методология, теория, практика. Уч. – методич. пос. В 2 т. – М.: ВУ, 1998 и др.

    1 Подробнее об этом см., например: Васильев В. Юридическая психология: Учебник для вузов. – Спб., 2004; Еникеев М. Юридическая психология: Учебник для вузов. – Спб., 2004.

    2 Подробнее об этом см. например: Петровский А. В. История советской психологии. – М., 1967, с. 181–188; Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1976, с. 424–433 и др.

    1 Подробнее о современном понимании места и роли педологии в истории психологии можно прочитать в следующих источниках: Кадры решили все… Наука, не принятая системой // http://www. ug. ru/01.25/ps8.htm; Курек Н. История ликвидации педологии и психотехники. – М., 2004; Петровский А. В. Ученик компрачикоса, или Сага о педологии // Петровский А. В. Психология и время. – СПб., 2007; Струкчинская Е. М. Л. С. Выготский о педологии и смежных с нею науках // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Вып. 5, 2002 // http://virlib. eunnet. net/sofia/05 2002/text/0523.html.

    1 Подробнее см.: Асмолов А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта – к парадигме толерантности // Психология образования: проблемы и перспективы. Материалы первой международной научно практической конференции – М., 2004, с. 6–10.

    2 Подробнее об этом см.: Стоюхина Н. Ю. Преподавание психологии в системе отечественного образования: история и современность. – Н. Новогород, 2005.

    1 Подробнее об этом см.: Лебедев Любимов А. Н. Психология рекламы. – СПб, 2005; Лебедев Любимов А. Н. Психология в маркетинге. – СПб, 2008; Налчаджян А. А. Этнопсихология. – СПб., 2004; Ольшанский Д. Политическая психология – СПб., 2003; Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. – СПб., 2003; Солдатова Г. У Психология межэтнической напряженности. – М., 1998; Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М., 2004.

    1 Поробнее об этом см.: Бодалев А. А., Стопин В. В. Общая психодиагностика. – М., 1987, СПб., 2000.

    1 Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – М., 1987, СПб., 2000.

    1 Теплое Б. М. Психологические тесты для взрослых по Э. Торндайку. 4.1. – М., 1930; Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: АПН РСФСР, 1961.

    2 Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 2. Способности. – М.: Изд во ЛГУ, 1960; Мясищев В. Н. Проблемы личности и отношений человека // Материалы совещания по психологии. – М.: АПН РСФСР, 1957.

    1 Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. – М., Педагогика, 1982; Anastasi A. Psychology, psychologist and psychological testing // Amer. Psychologist, 1986, 4.

    1 См., например, Бодалев А. А. Стопин В. В., 1987; Witzlack G., 1980, Романова Е. С., 2007; Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича, 2006 и др.

    1 Забродин Ю. М. Очерки теории психической регуляции поведения. – М., 1997; Забродин Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М., 2002; Забродин Ю. М., Носов Н. А. (ред.) Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. – М., 1996 и др.

    1 Пряжников Н. С. Право на нравственность: этические проблемы практического психолога // Психологическая наука и образование. 1999, № 1, с. 78–90.

    1 Там же, с. 86.

    2 Пряжников Н. С. Право на нравственность: этические проблемы практического психолога // Психологическая наука и образование. 1999, № 1, с. 79.

    3 Этический кодекс Российского психологического общества (РПО) // Российский психологический журнал. 2004, т. 1, № 1, с. 37–54.

    1 БодалевА. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – М., 1987, с. 18–19.

    1 В частности, это хорошо видно в текстах следующих работ: Дружинин В. Н. Классификация методов психологического исследования // Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2003, с. 35–39; Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. – СПб., 2006, с. 10–12, 125–131; Труды Ярославского методологического семинара. Метод психологии. – Ярославль. 2005, с. 111–135 и др.

    1 Вопросы эти весьма важны сами по себе для развития теории психологических измерений, но они имеют отдаленное отношение к психологической теории обсуждаемого метода практической психологии. – Ю. 3.

    1 Забродин Ю. М. Модели личности в психодиагностике. – М., 1994; Психология личности и управление человеческими ресурсами (ред.). – М., 2002.

    1 Сравни с критикой аналогичных концепций зарубежными авторами.

    1 Белоус В. В. Математические модели темперамента в свете общей теории систем. – М.: Наука. 1977.

    1 Приводится по: Anastasi A. Psychology, psychologist and psychological testing // Amer. Psychologist, 1986, 4.

    2 Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. – M.: Наука, 1983.

    1 Anastasi A. Psychology, psychologist and psychological testing // Amer. Psychologist, 1986, 4.

    2 Anastasi A. Psychology, psychologist and psychological testing // Amer. Psychologist, 1986, 4.

    1 Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. – Л.: ЛГУ 1982.

    1 См., например: Бодалев А. А., Стопин В. В. Общая психодиагностика. – М., 1987, СПб., 2000.

    2 Бодалев А. А., Стопин В. В. Общая психодиагностика. – М., 1987, с. 14; СПб., 2000.

    1 Бодалев А. А., Стопин В. В. Общая психодиагностика. – М., 1987, СПб., 2000.

    1 Отметим, что количество этапов и их содержание могут отличаться у разных авторов, но это не меняет сути дела, а только отражает критерии, по которым и происходит условное деление психодиагностической работы на определенные этапы.

    1 Шванцара Й. И др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978, с. 136–137.

    1 Цитируется по: Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978, с. 141.

    2 Первое издание этого труда вышло в 1998 г. и лишь недавно он был переиздан в книге: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., 2008.

    1 Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб., 2004, с. 32–33.

    1 См., например: Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб, 2004, с. 180; Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб., 2008, с. 398.

    1 Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. 2001, 3, с. 17–26.

    1 Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – М., 2002.

    2 Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб., 2008, с. 408.

    1 Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб., 2008, с. 411.

    1 Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2004, с. 94–95.

    1 Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2004, с. 102–121.

    2 Это возможно благодаря тому, что игра создает для ребенка зону ближайшего развития, способствующую проявлению его возможностей в различных психических сферах. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению (Н. И. Гуткина, 1993, 1996, 2002).

    1 Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М., Воронеж, 1995, с. 242–244.

    2 Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. 2001. 3, с. 24.

    1 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1989, с. 258–263.

    1 Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. 2001, 3, с. 25.

    2 Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. – Воронеж, 1995, с. 241.

    3 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1989, с. 263–264.

    4 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1989, с. 258–263.

    1 Цукерман Г. А. Десяти двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1999, 3, с. 17–31.

    2 Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1997.

    3 См., например: работы по проблемам учения А. К. Марковой, Д. Хамблина, Д. Б. Эльконина и др.

    1 Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1997, с. 401.

    1 Эйдимиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – Спб., 2008, с. 287.

    1 Подробнее см.: Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. – М., 1978.

    1 Подробнее об этом см.: Гургвич К. М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. Серия «Педагогика и психология» 1992. № 1 – М.: Знание, 1992; Гургвич К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика. – СПб., 2008, с. 269–331.

    1 См., например: Алферов Ю. С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. 2002, 7, с. 88–96; Кулиашвили Е. Н., Вотчин И. С. Мониторинг качества образования в адаптивной модели школы / Развитие личности в современном образовательном пространстве. Сб. научных трудов / Под ред. Н. Я. Большуновой. – Новосибирск. 2001; Клюева Т. Н. Концептуальные основы построения региональной психологической службы // Прикладная психология. 2001, 4, с. 1–8; Региональная служба практической психологии. Опыт работы и перспективы развития. – Самара, 2002 и др.

    1 Экспертная система «Психология» //http://psy. isa. ru/web/.

    1 http://www. psychometrica. ru/index. php? hid=62.

    1 http://www. psychometrica. ru/index. php? hid=62.

    2 В Главе 6–8 представлены основные материалы данного проекта. Руководители этой работы – доктор психологических наук, профессор Ю. М. Забродин, доктор физико математических наук, профессор Г. С. Осипов.

    1 Текст приводится по кн.: Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987, с. 19–20.

    1 Текст приводится по кн.: Романова Е. С. Психодиагностика. – СПб., 2008, с. 85–86.

    1 Психологическая диагностика детей и подростков. / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

    1 Фрагмент из кн.: Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб., 2008, с. 496–501.

    1 Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. – Ростов на Дону., с. 420–448.

    1 Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб., 2008, с. 473–478.

    1 Недашковский В. Н. Методика диагностики процесса общения // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 5. Программы и методики психологического исследования личности и группы. – М., 2002, с. 322–344.

    2 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    3 Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

    1 Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО Пресс, 2000.

    2 Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО Пресс, 2000.

    3 Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

    4 Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

    5 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    6 Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

    7 Рогов Е. И. Психология общения. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

    8 Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. – М.: Институт психологии АН СССР, 1991.

    9 Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

    Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

    Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    Рогов Е. И. Психология общения. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

    10 Энрайт Джон. Позиция слушателя терапевта. Препринт.

    11 Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993, с. 67.

    1 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    2 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    3 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    1 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    1 Соснин В. А., Лунев П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. – М., 1993.

    2 Соснин В. А., Лунев П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. – М., 1993.

    1 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский дом «Бахрах М», 1999, с. 558.

    2 Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психологические методы изучения личности. Учебное пособие. – М., 1998, с. 251.

    1 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский дом «Бахрах М», 1999, с. 298.

    2 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский дом «Бахрах М», 1999, с. 591.

    3 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский дом «Бахрах М», 1999, с. 558.

    4 Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психологические методы изучения личности. Учебное пособие. – М., 1998, с. 241.

    1 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    2 Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

    3 Энрайт Джон. Позиция слушателя терапевта. Препринт.

    1 Прим. ред. Здесь речь идет о Приложениях к статье, не включенных в цитируемый текст.

    1 Ричардсон Р. У. Силасемейных уз. Руководство по терапии семьи. – СПб.: Акцидент, 1994.

    2 Ричардсон Р. У. Силасемейных уз. Руководство по терапии семьи. – СПб.: Акцидент, 1994.

    Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Ювента, 1999.

    И др.

    3 Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990, с. 245.

    1 http://www. psychometrica. ru/index. php? hid=62.

    2 Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

    Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М., 1995.

    3 Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.

    Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. – М., 1978.

    Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987.

    И др.

    4 Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М., 1995.

    1 Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М.: НИИ ОПП, 1981.

    1 Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.

    2 Туткина Н. И. Детский практический психолог в школе // Школа здоровья. 1994, т. 1, № 1, с. 28–36.

    1 Гуревич К. М., Раевский А. М. Личность как объект психологической диагностики // Психологический журнал. 2001, т. 22, № 5, с. 29–37.

    2 там же, с. 641.

    1 там же, с. 221–222.

    1 Cattell R. В. Personality, motivation structure, and measurement, т. 9. – N.– Y., 1957.

    1 Толстой Л. Н. Анна Каренина. Собр. соч., т. 1. – М., 1963.

    2 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

    1 Кропоткин П. А. Записки революционера. – М., 1988.

    2 Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем, т. XV, письмо 765. – М., 1949.

    1 Вяземский П. А. Старая записная книжка. – М., 2000, с. 229.

    1 Ухтомский А. А. Учение о доминанте. – Л., 1950, с. 163–164; автор цитирует здесь свой труд, опубликованный в 1911 г.

    2 Валеев Р. Ф. Морально психологические особенности трудного подростка: методика их диагностики: Дис… канд. наук. – М., 1993.

    1 Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования // Вопросы психологии. 2000, № 6, с. 26–37.

    2 Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. – М., 1993.

    3 Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности: понятийный аппарат и методы исследований. Дис… д ра наук. – Киев, 1989.

    Тилъбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. – М., 1989.

    Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987.

    Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. – М., 1986.

    Элъконин Д. Б. Психолого педагогическая диагностика: проблемы и задачи // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума/ Под ред. К. М. Гуревича. – Таллин, 1980.

    И др.

    4 Галактионов А. И. Установка для экспериментального исследования переработки информации человеком оператором в реальных условиях // Тезисы докладов конференции «Проблемы инженерной психологии». Вып. 1. – Л., 1964.

    Зайчик А. 3. Использование в обучении творческих задач из практики (на примере электротехники) // Вопросы политех, образования. 1963, № 126.

    Обучение логике диагностического поиска с помощью аппарата ТРЕФ 2 / Под ред. И. М. Фейгенберга. – М., 1971.

    Попов А. С., Кондратьев В. Г. Очерки методологии клинического мышления. – Л., 1972.

    Сверчкова Р. Т. Психологический анализ процесса постановки технического диагноза // Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения. – М., 1970, с. 227–308.

    Тезисы докладов Второй республиканской учебно методической конференции по применению методов программированного обучения в высших медицинских учебных заведениях РСФСР. Саратов, 15–17 мая 1968. – М., 1968.

    1 Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. – М., 1993.

    1 Ануфриев А. Ф., Бусарова О. Р. Случаи из школьной консультативной практики. – М., 1994.

    1 Обучение логике диагностического поиска с помощью аппарата ТРЕФ 2 / Под ред. И. М. Фейгенберга. – М., 1971.

    Сверчкова Р. Т. Психологический анализ процесса постановки технического диагноза // Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения. – М., 1970, с. 227–308.

    Вас заинтересует

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2

  • Вопросы и задания для самоконтроля



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no