Психология — статьи и консультации
no no no
 

Заключение
07.06.2012

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2

  • Вопросы и задания для самоконтроля



  • Многие авторы говорят об общении как о процессе и выделяют элементы его структуры. Психологи практики уделяют много времени тренингу некоторых элементов процесса общения. Тем не менее анализ литературы показывает отсутствие подробного описания структуры процесса общения, а также методик, изучающих особенности этого процесса.

    В данной работе выделены эмпирические показатели структуры процесса общения. Их можно разделить на динамические и содержательные. Динамические показатели описывают последовательность процессов (стадий), составляющих цикл общения. Такой цикл общения для «воспринимающего» собеседника будет состоять из эмпатии, рефлексии и снова эмпатии, а для «обращающегося» собеседника – из рефлексии, эмпатия и речи. Соответственно эффективность зависит от его динамических показателей. Нарушение целостности цикла, т. е. отсутствие каких либо составляющих элементов процесса общения, приводит к снижению его эффективности. Содержательные показатели описываются такими понятиями, как эмпатия, рефлексия, границы, особенности речи. Данные показатели выведены на основе анализа литературы и практической работы.

    На основе выделенных показателей нами разработан опросник для изучения особенностей процесса общения.

    Выполнен начальный этап валидизации методики, определены критерии для оценивания результатов, полученных при работе с опросником.


    Список литературы


    1. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

    2. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993.

    3. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО Пресс, 2000.

    4. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

    5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. – СПб.: Петроком, 1992.

    6. Протоиерей Дронов М. Талант общения. Дэйл Карнэги или Авва Дорофей? – М.: Новая книга, Ковчег, 1998.

    7. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 е изд. – М.: Политиздат, 1990.

    8. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский дом «Бахрах М», 1999.

    9. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психологические методы изучения личности. Учебное пособие. – М., 1998.

    10. Ричардсон Р. У. Силасемейных уз. Руководство по терапии семьи. – СПб.: Акцидент, 1994.

    11. Рогов Е. И. Психология общения. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

    12. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Ювента, 1999.

    13. Соснин В. А., Лунев П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. – М., 1993.

    14. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. – М.: Московский психолого социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

    15. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. – М.: Институт психологии АН СССР, 1991.

    16. Энрайт Джон. Позиция слушателя терапевта. Препринт.



    Вас заинтересует

  • Интерфейс пользователя Экспертной системы Психология. Часть 2

  • Вопросы и задания для самоконтроля



  • Последние новости


    Межличностные отношения и общение как предмет психодиагностической работы практического психолога. Часть 2

    1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Здесь можно в качестве примера привести всем известный социометрический тест (Moreno J., 1934) и его модификации. Например, аутосоциометрические методики. Сюда же относят и средства прямой оценки группы в целом. (Донцов А. И., 198...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 5

    В целом в данной концепции было принято следующее его определение: социально психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения. Естественно, что введение норматив...
    Читать далее »

    Выводы

    1. Эффективность постановки диагноза зависит от выбора стратегий диагностического мышления, который определяется уровнем психологической подготовки и характером использования психодиагностических средств в процессе постановки диагноза. 2. В процессе решения диагностических задач возмож...
    Читать далее »

    Литература для самостоятельного чтения

    1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996. 2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузск...
    Читать далее »

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. В чем состоят основные особенности организации и проведения психологической диагностики детей младенческого возраста? 2. Почему методики диагностики для младенцев и детей раннего возраста называют «оценочными шкалами развития»? 3. Перечислите основные принципы проведения диагн...
    Читать далее »

    Результаты и их обсуждение. Часть 6

    Следовательно, в системе высшего психологического образования назрела необходимость в подготовке таких обучающих программ, которые давали бы будущему специалисту кроме запаса знаний опыт решения реальных диагностических задач. В этом смысле наш эксперимент может служить примером программы, на о...
    Читать далее »

    Психодиагностика умственного развития. Часть 4

    Также отмечается, что отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты умственного развития, предназначенные для нашей культуры. В частности, одной из первых здесь была лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, руководимая Л. А. Венг...
    Читать далее »
     
    no no no